Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», на мой взгляд, подчеркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне»,
Да, конечно, и до Н. В. Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой-либо одной чертой. А Хлестаков становится героем более сложным, это обобщенный образ, включающий в себя многие пороки. Герои Гоголя типичны, их можно встретить во все времена и эпохи.
И в наши дни, спустя более полутора веков после написания пьесы, можно встретить городничих, ляпкиных — тяпкиных, земляник, хлоповых. Гоголь не наделяет своих
Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек» — говорил сам Гоголь. Важно заметить и то, что речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создает комичность всей ситуации в целом. Городничий очень груб с подчиненными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами. Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным».
Таким образом, можно говорить о том, что появление ревизора имело огромное значение для русской литературы девятнадцатого века. Гоголь отказался от многих классических норм в создании своей комедии и внес много новых принципов, характеризующих персонажей с новой стороны.