Стихотворение Пушкина «Мадонна»
Любовная лирика Пушкина крайне обширна и многообразна. Ее составляют стихотворения, написанные в жанрах послания, элегии, романса и в полижанровых формах. Одним из произведений, относящихся к любовной лирике, является стихотворение «Мадонна». Посвящено оно Н. Гончаровой, жене поэта, и отражает реальную ситуация.
Как писал Пушкин в письме к своей жене, в этот период он «проводил целые часы» перед картиной, изображающей «белокурую мадонну», которая похожа на нее «как две капли воды». Написано стихотворение в форме сонета,
Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет лицезреть среди своих «медленных трудов» одну — единственную картину,
Она должна «взирать» «с величием», он — «с разумом в очках». В подобное разделение четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины — это материнство, для мужчины — свет разума, который он несет с собой в окружающую действительность.
Но это не просто разум. По Пушкину, разум — это только то, что освящено нравственным началом. Предназначение Мессии, Спасителя, состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать своих собратьев. И разум в его глазах — это не что иное, как осознания своего предназначения, следование Божественному промыслу.
Именно поэтому поэт называет мадонну и спасителя «кроткими». Они не ропщут против своего Божественного предназначения в мире, принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Создателю. В третьей части стихотворения Пушкин проецирует свои воззрения на реальную жизнь, говоря, что Творец исполнил его желания.
Поэт верит, что все в мире происходит по воле Творца. Мир изначально благостен и прекрасен, так как является творением Бога, проявлением силы неизмеримо более высокого порядка, чем человек, а оттого — более разумной и гуманной. Бог любит свое творение, поэтому не может быть благословенно и самое прекрасное из чувств — любовь. Любовь — это то, при помощи чего человек может уподобиться Творцу: женщина — интуитивно, нося в себе, а затем производя на свет потомство; мужчина — постигая разумом нравственный закон как основу мироустройства и фундамент великого замысла Творца.
Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры ; эпитеты . Язык и сама форма — сонет — отсылают нас к лучшим образам эпохи Возрождения, в которых искреннее чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на отсутствие языковых средств и отсутствие многословия. Столь подчеркнутое обращение к поэтике и образам эпохи Возрождения, безусловно, имело и тот смысл, что поэт тем самым высказывал свое несогласие с романтической концепцией человека и романтической трактовкой любовного чувства. Итак, основная идея стихотворения состоит в том, что автор приемлет естественные законы бытия и воплощает природу, являющуюся воплощением вечного течения жизни.
Осознание своего предназначения и следование ему есть, по Пушкину, та высшая кротость по отношению к Создателю, тот «чистый идеал», которые и могут принести человеку счастье.