Можно ли, на ваш взгляд, назвать И. И. Обломова трагическим лицом?

Понятие “трагический герой” уводит нас в Древнюю Грецию. В трагедиях древнегреческих авторов герой неизбежно сталкивался с фатумом, роком, победить которые он был не в силах. Несмотря на мужественную борьбу, герой всегда погибал. Позже, в произведениях романтиков , трагический конфликт трактовался как столкновение человека, его мечты с жестокой реальностью, не понимающей и не принимающей романтического героя. Трагический конфликт имел место и в произведениях писателей-реалистов.

Здесь он трактовался как столкновение героя с реальной

жизнью, осознание им своих истинных возможностей, поиск своего места. В любом случае, с чем бы ни сталкивался трагический герой, его всегда настигала смерть. Роман И. А. Гончарова “Обломов”, на первый взгляд, трудно назвать трагическим произведением. Действие в нем развивается плавно и медленно, события описываются безобидно-житейские, в произведении много юмора. Да и фигура главного героя мало похожа на трагическую.

Посмотрим на внешность Обломова , на его образ жизни . Разве таким мы представляли себе героя трагедии? Однако если присмотреться попристальнее, то в Илье Ильиче можно найти черты самого что

ни на есть трагического персонажа. Каковы были идеалы и мечты Обломова? В главе “Сон Обломова” и еще в некоторых эпизодах автор обрисовывает их нам довольно четко.

На мой взгляд, Обломовка воспитала в Илье Ильиче любовь к домашнему уюту, тишине, покою. Этому человеку была жизненно необходима любовь, забота, тепло и ласка. Вспомним его мечты о своей семейной жизни. Обломов грезил о жене-матери, жене-хозяйке. Он представлял себе очень теплое времяпрепровождение – в мирном кругу семьи и любящих друзей.

Здесь велись бы беседы об искусстве, о событиях, происходящих в мире и т. д. Но у героя всегда бы был родной дом, ощущение уюта и безопасности. Именно потребность такой жизни – где все любят друг друга, довольны друг другом и собой – и является, как мне кажется, жизненным идеалом Обломова. Именно за это Ольга Ильинская назвала героя “золотым сердцем”, ведь он умел не только брать любовь, но и щедро отдавать ее, делиться ею. Конечно, Обломовка культивировала в своем Илюше не только это.

Она воспитала в нем и страх перед жизнью, и нерешительность, и лень, и беспомощность, и снобизм. А, кроме того, составила совершенно искаженное представление о взрослой жизни. Все это – и положительное, и отрицательное – проявилось позже в жизни героя.

Мы знаем, что в юности Обломов, поддерживаемый Штольцем, мечтал самосовершенствоваться, менять себя и мир вокруг. Однако если Штольц начал реализовывать свои мечты в жизнь, то слова Обломова остались лишь словами. Приехав в Петербург, герой постепенно разочаровался в службе , отошел от всех дел и залег на диване. Как-то незаметно Обломов растерял и почти всех своих знакомых, ведь чтобы поддерживать общение, нужно прикладывать какие-то усилия. А это было для героя совершенно невыносимо.

Лишь один друг сопровождал Обломова на протяжении всей жизни – Андрей Штольц. Этот успешный, предприимчивый человек пытался изменить жизнь Ильи Ильича, сделать ее деятельною, активною, полезною для самого Обломова и общества. Но все напрасно. Лишь один раз усилия Штольца почти увенчались успехом – Илья Ильич оживился и начал меняться под влиянием Ольги Ильинской. Влюбившись, герой был готов делать все, что захочет его возлюбленная.

Ольга видела это, и ей это льстило. Илья Ильич действительно начал меняться – он заставлял себя интересоваться окружающей жизнью, больше двигаться, меньше есть. Но и в этой истории свою трагическую роль сыграла неуверенность Обломова, его страх к переменам. В один прекрасный момент он почувствовал, что недостоин Ольги, и написал девушке письмо с объяснениями.

После этого жизнь героя пошла своим привычным чередом – он продолжал лежать в затворничестве, общаясь лишь с Захаром да изредка со Штольцем. Правда, еще одно “потрясение” ворвалось в жизнь Ильи Ильича – он вынужден был переехать с Гороховой улицы на окраину Петербурга. Там, неожиданно для себя, герой нашел свой “идеал” – Агафью Пшеницыну.

Эта женщина смогла дать герою ощущение комфорта и уюта, полного покоя. Он погрузился в некое забытье, спячку, которая длилась до самой его смерти – с героем случилось несколько ударов, после которых он умер. Но это лишь формальная, физическая, причина его гибели. Но, мне кажется, была и духовная причина.

Обломов, обладающий довольно большими способностями, внутренне богатый человек, не смог открыть себя миру, проявиться в полной мере. В чем была причина этого? В неуверенности и лени Обломова? Конечно, и это сыграло свою роль.

Но, я думаю, что и сам мир, в котором жил герой, оставлял желать лучшего. Вспомним эпизоды в начале романа, когда к Илье Ильичу приходят посетители. Почти каждому из них он говорит: “Уйдите, вы с холода”. Что это значит?

Внешний мир холоден и враждебен, в нем мало искренних человеческих эмоций, добра и любви. А Обломов, основу натуры которого составляют именно эти чувства, не может общаться с “холодным” миром. Именно поэтому он, в какой-то степени, сознательно уходит от этого мира, надевает на себя маску затворника.

Конечно, в полной мере я не оправдываю героя. Характер этого персонажа противоречив и неоднозначен, в нем много как положительного, так и отрицательного. Но можно ли Обломова назвать трагическим лицом?

На мой взгляд, да, причем, сразу в нескольких трактовках. Как у романтического героя, у Ильи Ильича мечты вступили в противоречие с враждебной реальностью, которая погубила Обломова. Как у реалистического героя, у него поиски себя, попытка найти свое место в жизни окончились крахом.

Именно поэтому смерть Обломова воспринимается как трагическое событие, о котором печалятся персонажи романа, сам автор и читатели.




The traditional classification of morphemes..
Сейчас вы читаете: Можно ли, на ваш взгляд, назвать И. И. Обломова трагическим лицом?