Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник»
План-конспект
План-конспект
I. Вступление
«Чистый понедельник» И. А. Бунин считал одним из лучших рассказов: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»».
II. Композиция
1. С ю ж е т и ф а б у л а:
— сюжет не совпадает с фабулой .
2. К у л ь м и н а ц и я:
— Чистый понедельник , любовное соединение в первый день поста — большой грех , смысл заглавия.
3. В р е м я:
— устремленность в будущее ;
— повторяемость ;
— прошлое и «прапамять»:
«Какой древний
— неоконченность , начальность, новизна .
III. Основные мотивы
1. К о н т р а с т н о с т ь:
— темнота и свет ; мороз и тепло;
«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь…»;
— стремительность и покой.
2. Т е м а о г н я, ж а р а — ч у в с т в о :
— значение чувственного, физического;
— он — воплощение чувственного мира; чрезмерное проявление
— любовь: мука и счастье, красота и ужас: «Все та же мука и все то же счастье…»;
— скоротечность любви ; невозможность брака.
3. Ф и з и ч е с к и й м и р:
— богатство, молодость;
— еда.
4. М о с к о в с к и е р е а л и и:
— объединение Запада и Востока ; картина того времени: «капустники», Андрей Белый, современная литература;
— движение — кабаки и «капустники»: «летел», «и раскачивающиеся санки»; кладбище, Ордынка — спокойствие, неторопливость: «вошли», «шел», «Только не шибко»;
— он тороплив, она неспешна.
5. Н е п р и в л е к а т е л ь н о с т ь о к р у ж а ю щ е г о м и р а:
— театральность, наигранность;
— пошлость мира ;
— грядущая историческая трагедия, мотив смерти: «кирпично-кровавые стены монастыря», «светящийся череп».
6. Г л а в н ы е г е р о и р а с с к а з а:
— отсутствие имен ;
— она:
А) таинственность, неразгаданность;
Б) стремление к уединению;
В) вопрос к миру, удивление: «зачем», «не понимаю», «вопросительно глядела», «кто же знает», «недоумение»; финал — обретение знания : «видеть в темноте», «почувствовать»;
Г) странность, «странная любовь»;
Д) она будто из другого мира: он не понимает ее, он ей посторонний ;
Е) чувство родины, ее старины; Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь — переход во внешний мир.
7. К о л о р и т:
— красный, пурпурный и золотой ;
— черный и белый ;
8. П е с н я, з в у к.
9. Ф и н а л:
— письмо — разрушение надежд ;
— предопределение, судьба ;
— И. Тургенев, «Дворянское гнездо».