Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
В великой литературе тяжело найти случайности. Мастера прозы не придумывают героев, не строят композицию, полагаясь на волю случая. Напротив, литература высокого полета отличается от «дорожных» романов тщательной выверенностью и продуманностью сотворенного мира произведения. И, несмотря на то, что Булгаков не завершил свой роман «Мастер и Маргарита», нельзя считать место действия в романе выбранным случайно.
Итак, события романа разворачиваются в двух городах мира. Первый — город-святыня, узревший живого Бога, — Ершалаим.
Я думаю, Булгаков намеренно развернул сюжет произведения в Москве. Столица нашей родины всегда была неким центром, который отражал все, происходящее в стране. Киевлянин Булгаков прекрасно знал и любил Москву, в которой он прожил много лет. Адреса романа проводят нас по местам реальной Москвы. Недаром сейчас «нехорошая квартира» стала своеобразным музеем одной книги, а вернее, одного вымысла.
По каким местам проводит нас писатель? Знаменитые Патриаршие пруды после Булгакова славятся, наверное, именно «появлением» там «иностранца» Воланда.
Двенадцать членов руководства МАССОЛИТа, напрасно ожидающих в Доме Грибоедова своего председателя, пародийно сравниваются с двенадцатью апостолами, только не христианской, а новой, коммунистической, веры. Погибший Берлиоз повторяет судьбу Иисуса Христа, правда, смерть претерпевает, как Иоанн Креститель, — от усекновения головы. Сцена, когда Коровьева-Фагота и Бегемота не пускают в ресторан Д. Г. из-за отсутствия писательских удостоверений, — это вполне бытовая московская зарисовка реальных событий у того же ресторана. Булгаковская мысль состоит в том, что противоестественно считать человека способным к творческому труду только на основании его принадлежности к литературной организации. Таким образом, Дом Грибоедова, с расположенным в нем МАССОЛИТом, — злая сатира на это общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой».
Наиболее полно тема Москвы и москвичей раскрывается в главе двенадцатой «Черная магия и ее разоблачение», в которой Воланд со своими верными помощниками Фаготом и Бегемотом устраивает в театре варьете сеанс черной магии. Само собой напрашивается аналогия между этой сценой и библейской притчей об искушении Христа. Дьявол явился в Москву, дабы искусить москвичей и узнать, «изменились ли эти горожане внутренне». Подобно тройному искушению Иисуса Воланд предлагает публике три испытания. Первое — исполнение любого пожелания, результатом которого стала оторванная голова Жоржа Бенгальского.
Впрочем, это испытание москвичи с горем пополам прошли, попросив простить неудачного конферансье. Гораздо сложнее обстояли дела со вторым и третьим искушением, перед которым не смог устоять никто. Полет денежных купюр не оставил равнодушным ни одного человека в зале, а модный магазин, открытый Фаготом, свел с ума представительниц прекрасного пола. Острая сатира этой сцены направлена не только на развратившихся москвичей, жаждущих легкой наживы, но и на современную Булгакову обстановку в торговле. И действительно, промышленность той поры не выпускала ни приличной обуви, ни мало-мальски приличной одежды.
И, хотя Воланд не очень суров с москвичами, все-таки мелочность и стремление к потребительству он наказывает: новые наряды дам таяли в воздухе, как перед этим растаяли на сцене Фагот и Бегемот. Князь тьмы делает вывод по поводу состояния души современных Булгакову москвичей: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны. Из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота.
Ну, легкомысленны…ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…» Мне кажется, несмотря ни на что, авторское отношение к Москве и москвичам очень теплое. При этом писатель напоминает нам о самом главном: человек, живет он в столице или в провинции, никогда не должен забывать о своей душе.