Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в стране. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России», — говорит Салтыков-Щедрин. Писатель уже в конце своего творческого пути обратится к написанию сказок. Им создается сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Этот жанр, как никакой другой, позволяет обойти цензуру.
Сказки
По меткости и остроте русского слова щедринские сказки стоят в одном ряду с баснями Крылова, с сатирой Пушкина, Гоголя, Некрасова. Именно меткое слово Щедрин и направил против так называемых «хозяев жизни». Они, не прилагая никаких усилий, получают все жизненные блага, создаваемые для них простым народом. Его рабская психология не только играет этим людям на руку, но и порождает в них чувство неоправданного превосходства, чванства, неприязни и ненависти к тем, без услуг которых они и шага ступить не могут. Сказка «Дикий помещик» начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…
Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов»,.Но тут же в сказку входит злоба дня: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть». Это орган реакционно-крепостнической партии, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещика-мракобеса звериную злобу к крестьянам. В сказочном сюжете помещик обращается к Богу, чтоб тот забрал у него крестьян, в реальной же жизни начал так «стараться», что «извел» их всех штрафами да притеснениями: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Щедрин использует эзопов язык, то есть прием иносказания и намеков, чтобы обрисовать глупость помещиков. Они истребляют своих же крестьян, пока временно-обязанных, за счет которых они и благоденствуют, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Сказка «Пропала совесть» говорит о том, что в мире, где власть принадлежит диким помещикам и чумазым барам, не может быть и речи о торжестве свободы и совести. Кабатчик Прохорыч, квартальный надзиратель Ловец, финансист Бржоцкий относятся к совести, как к грязной тряпице. Совесть — излишнее бремя для людей наживы, финансовых воротил и охранителей сословных привилегий «хозяев жизни».
Щедрин рассказывает о тех хождениях по мукам, которые выпадают на долю совести в мире, где властвуют деньги и все подчинено получению собственной выгоды. В этом мире нет места для совести. В конце концов, писатель обращается к последнему ее обладателю: «Какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться». Щедрин никак не может связать понятие совести с понятием денег, поэтому и наделяет ей персонаж, не имеющий денег. Совесть взывает к нему с просьбой: «…отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты предо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!» Щедрин обращается к будущим поколениям.
В какой-то мере здесь его взгляды могут показаться утопичными: «и исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». И все же, гневный сатирик имел право немного отойти от обличения и возвестить надежду на лучшую жизнь. Но это в будущем. В сказке «Карась-идеалист» писатель осуждает мир, построенный на произволе сильного над слабым, на хищничестве и разбое. Не может быть согласия и гармонии в обществе, разделенном на классы, — такой вывод следует из сказки «Здравомысленный заяц».
В сказке «Медведь на воеводстве» писатель рассказывает о старом «служаке-звере», «самое драгоценное качество» которого заключалось в том, «что он во что бы то ни стало на скрижали истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий». Сатирическое изображение «хозяев жизни» достигается автором при помощи традиционных приемов: гротеска и аллегории. Под масками животных скрываются социальные типы, суждения и действия которых в своей глупости, коварстве и жажде наживы преувеличены настолько, что кажутся не просто невероятными, а даже нереальными.
Однако, если глубже посмотреть на Историю России и на деяния «сильных мира» по отношению к угнетенному крестьянству, то можно отыскать факты гораздо более ужасные и невероятные по своей жестокости. Таким образом, Щедрин, даже «преувеличивая», отражал реальную действительность.