Что такое для творческой личности эмиграция?
Полночные их силуэты пугают загадкой. С фортуны не спросишь, она свои тайны хранит… Б. Окуджава Русские деятели искусства и литературы в XX веке, по-моему, чаще других в мире оказывались в вынужденной эмиграции.
Революции, гражданская война, социальные ломки — все это способствовало выезду художников из России. Последняя крупная волна эмиграции захлестнула Россию в 70-е годы, после так называемой «хрущевской оттепели». Художник не может существовать без творчества, но когда, например, на выставку художников наезжают бульдозерами,
Среди них будущий нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский, художник Михаил Шемякин, поэт, бард и драматург Александр Галич и многие другие. Известно, что к волне эмиграции власти были особенно беспощадны. На каждого уезжавшего на запад насчитывалось минимум по три-четыре гэбешных «рябчика», которых засылали на готовые заморские ставки в газеты, университеты, на радиостанции и на государственную службу. Эти подставные персонажи от «закаленных ГУЛАГовских борцов» до писателей-стукачей
Вот как описывает свое пребывание в вынужденной эмиграции писатель Аркадий Ровнер: «Для меня и моих друзей современный Запад, еще век тому назад удручавший своим убожеством Герцена и Леонтьева, Достоевского и Лескова, был и остался местом испытания мужества. Первые эмигрантские годы обернулись для нас шоком, подобным тому, который испытывает в эти дни бывший совок, куда Запад наконец пришел в ореоле многоярусных цен и ширпотребных этикеток. Те из нас, кто сумел выстоять и не сломался, начали долгую и кропотливую работу по раскопке живых корней тамошних традиций и по воссозданию творческого контекста».
В отличие от «рябчиков» на честных русских эмигрантов свалились астрономические цены за квартиру, за медицинское обслуживание плюс к этому агрессивное отношение к ним как к инородным существам. Хлебнул горя в эмиграции и Михаил Шемякин, который оказался там с семьей. Но вначале он поехал один и вот как вспоминает об этом: «Сначала я жил в подвале у одного бедного скульптора. Потом встретился со своей старой знакомой по Питеру — Сюзанной Масси, и она помогла мне получить бильярдный клуб в январе 72-го, окна пришлось забить фанерой, не было ни горячей воды, ни туалета, ни телефона».
Шемякин, находясь в таком тяжелом положении, вынужден был расстаться навсегда со многими своими картинами, передав их богатому человеку. Об этой ситуации он сам с иронией говорит: «Скажем так, они были взяты в вечное пользование…» История помнит, что Сократ, Сенека и другие духовные столпы человечества, будучи уничтоженными физически, остались непобежденными духовно. Но, к сожалению, эмиграция, я считаю, во многих случаях оказалась для художников катастрофой.
Ведь, по сути, нам известны только те, кто выжил, приобрел широкую известность на Западе. А скольких мы не знаем! Тот же А. Ровнер пишет: «Запад, может быть, еще беспощаднее совка, как нам не трудно это представить, потому что последний измордовал нам души, и еще свежи раны. Но остались в России еще кое-какие щели, и сохранился дух творчества…» Из этого откровения видно, что все же наши художники и писатели считали жизнь в России для художника, даже в гонении, лучшим вариантом.
Итак, эмиграция — это страшная трагедия личности, вынужденной против своей воли лишиться родины, а на чужбине носить ярлык «отщепенца», которого Запад тоже не собирается жаловать и зачастую создает ему условия еще хуже, чем были у него на родине. Свободная личность вправе выбирать, где ей жить. Но общество должно понимать, что оно теряет умы и таланты, так необходимые для процветания любой страны.