Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

Пастернак – это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий – человек и трава – не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным.

Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека – в ней все дышит, думает, любит и гневается,

в общем, живет по понятным нам законам. Природа в творчестве поэта – не фон, но действующее лицо, персонаж вполне одухотворенный. Да, очень интересна роль природы в творчестве Пастернака. Вот, например, в стихотворении “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия: Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта

в стройные ряды, подобно словам в строчке… Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке: Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Упоминание музыканта Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Он знал все тонкости музыкального искусства.

Также мне нравится и другое стихотворение поэта – “Марбург”. В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу. Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ.

Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает: … и улицы лоб был смугл, и на небо глядел исподлобья Булыжник, и ветер, как лодочник, греб По липам. И все это были подобья.

Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником. Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов.

Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение “Марбург”. Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках: Ведь ночи играть садятся в шахматы Со мною на лунном паркетном полу… И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью. Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она – само совершенство. Так, в стихотворении “Никого не будет в доме…” наряд героини описывается следующим образом: “В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют”. Или в другом, не менее известном “Любить иных тяжелый крест…”, любимая сравнивается с весной: “Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен”.

Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении “Свидание”. Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание: Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу. Одна средь снегопада Стоишь ты на углу.

Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска… Мир природы в лирике Пастернака – высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.




Що таке аудіювання.
Сейчас вы читаете: Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака