Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака
Пастернак — это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий — человек и трава — не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным.
Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека — в ней все дышит, думает, любит и гневается,
Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в
Также мне нравится и другое стихотворение поэта — «Марбург». В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу. Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ.
Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает: … и улицы лоб был смугл, и на небо глядел исподлобья Булыжник, и ветер, как лодочник, греб По липам. И все это были подобья.
Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником. Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов.
Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение «Марбург». Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках: Ведь ночи играть садятся в шахматы Со мною на лунном паркетном полу… И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью. Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она — само совершенство. Так, в стихотворении «Никого не будет в доме…» наряд героини описывается следующим образом: «В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют». Или в другом, не менее известном «Любить иных тяжелый крест…», любимая сравнивается с весной: «Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен».
Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении «Свидание». Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание: Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу. Одна средь снегопада Стоишь ты на углу.
Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска… Мир природы в лирике Пастернака — высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.