Лирическая героиня поэзии А. Ахматовой
Любовь — главная тема творчества А. Ахматовой. Эта удивительная женщина-поэт наполнила свои стихотворения любовью и нежностью к мужу и сыну, глубоким чувством к родной земле, своему народу. Чувство это обнаруживается уже в первых сборниках поэтессы — «Вечер» , «Четки» . Ахматова признавалась: «Стихи — это рыдание над жизнью». Поэтому ее лирическая героиня скорбна и трогательно проста.
Неслучайно Ахматова, примкнувшая к акмеистам, разделяла их убеждения в том, что поэзию следует сблизить с жизнью. Любовь уже в ранних
Само любовное чувство в сборнике «Вечер» сюжетно не развивается. Но конфликт любовного треугольника здесь многогранно исследован . Сборник «Четки» открывается эпиграфом из стихотворения Баратынского: Прости ж навек! Но знай, что двух виновных, Не одного, найдутся, имена В стихах моих, в преданиях любовных. Эпиграф задает всему циклу чувство страсти, бурных эмоций. Житейским контекстом
Но мне кажется, что это не совсем так. Об этом убедительно говорит стихотворение «Не будем пить из одного стакана…». В нем лирическая героиня пытается соединить свою потаенную любовь и мир конкретных человеческих отношений. В стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» возникает ощущение любви-неволи лирической героини, ее завороженности этим чувством . В этом же сборнике намечается важный для Ахматовой мотив Божьего наказания . Это наказание воспринимается лирической героиней традиционно: как испытание Духа, крепости человеческой.
Лишь немногие из современников Ахматовой уловили новизну следующего ее сборника — «Белая стая» . Среди них был О. Э. Мандельштам, отметивший его «жреческий» стиль. А, между тем, есть все основания полагать, что именно с этого цикла начинается поворотный момент в творчестве Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини.
Поэтому здесь очень важен образ возлюбленного. О. Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».
Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность , разнообразие и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня цикла внутренне не изменилась. Мы ощущаем ее независимость от всепоглощающего чувства «жестокой юности». Изменяется и пространство цикла, но это не просто «география». В нем есть стихотворение, которое показывает изменение духовного «пространства» цикла: О, есть неповторимые слова, Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева Небесная, и милосердье Бога. В «Белой стае» лирическая героиня — уже зрелая женщина. Она осмыслила для себя вечные ценности: свободу, жизнь, смерть. Поэтому даже в стихах, которые развивают круг привычных любовных тем , появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность соотносить свое чувство с простором мира.
Именно в этом цикле мы находим переживания трагической судьбы России в предчувствии бед Первой мировой войны . Ахматова приобщается к общей беде и судьбе России. В предисловии к поэме «Реквием» поэтесса писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Ее единственный сын Лев Гумилев был арестован.
Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Свою поэтическую и человеческую миссию, однако, лирическая героиня видит в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голосом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. Тема смерти в поэме обусловливает тему безумия . Само безумие выступает здесь как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, когда лирическая героиня как бы отстраняется от себя: Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла… Лирическая героиня А. Ахматовой прошла сложную эволюцию. От глубоко личных переживаний она пришла к страданию за весь русский народ, с которым разделила самое страшное время в истории.