Кто поэтом рожден, говорит не лукаво
«Кто поэтом рожден говорит не лукаво», — эта цитата взята из поэмы Мухтара Шаханова «Нарынкумская трагедия». Этого поэта по праву можно назвать великим, судя по количеству, а главное, по качеству созданных им произведений. Тематика его творений различна: из поэм и стихов читатель узнает и историю казахского народа, и легенды, и размышления самого поэта об окружающей его действительности.
Наверняка, для многих людей он стал проводником в давно минувшие дни и события, происходившие в нашей стране. Вообще, поэзия имеет огромное
Или, напротив, стихи могут «раскрыть глаза», заставить задуматься о том, что раньше не приходило в голову. Но одно качество объединяет стихи по-настоящему великих поэтов — такие творения не оставляют равнодушным никого, независимо
Во время всего своего творческого пути его интересовала и продолжает интересовать тема Родины и тема предназначения поэта. В поэме «Нарынкумская трагедия» подняты обе эти проблемы. Произведение состоит из двух частей, которые посвящены смерти Махамбета Утемисова, известного поэта 19 века. Махамбет активно боролся против эксплуататоров и во имя казахского народи погиб, расставшись с жизнью героически.
В первой части поэмы герой незадолго до гибели обращается к людям с последними словами прощания. В свой речи Утемисов рассуждает о Родине, раскрывает отношение к казахскому народу, к назначению поэта. Поэт, по его мнению, с помощью данного ему дара должен прежде всего служить отчизне, доносить правду до людей, словом и делом бороться за благополучие родного народа. Настоящий поэт-патриот должен верить в светлое будущее страны и внушать эту веру другим, а также побуждать людей к действиям: Кто поэтом рожден, говорит не лукаво, Не пугаясь, что голову могут отсечь…» …….
Люди, верные долгу, и в смерти верны! И насколько отчизну они полюбили, Сколько мук перетерпят во имя страны! Предназначение поэта, как мы узнаем из первой части, заключается в том, чтобы зажечь в людях огонь, дать им будущую светлую цель, к которой нужно стремиться и попытаться достичь ее. И пусть такая цель будет стоить жизни поэту, но память о нем будет жить веками, и поэт обессмертит себя в глазах потомков.
Вторая часть поэмы называется «Приговор отца». В ней повествуется о том, как сын «здоровяка-джигита» получает награду за то, что убил Махамбета. Причина, которая побудила молодого человека совершить этот поступок, — постоянные упреки отца в адрес убитого из-за того, что его жена всю жизнь любила «громкозвучного акына». Но ревность, какая бы сильная она не была, никогда бы не заставила отца поднять руку на поэта.
В этой части Мухтар Шаканов устами отца-джигита повествует о том, что поэт в казахской степи — не просто поэт, здесь он даже сравнивается с лебедем, в которого не направляют стрел. Тем более, Махамбет доказал свою честность, мудрость, доброту, увековечил память о себе для будущих поколений. Предназначение и миссия поэта настолько велика, а его убийство настолько позорно для преступника и его семьи, что отец-джигит находит единственный выход для своего сына — смерть. Сознание того, что поэт для казахского народа является важной частью его духовной жизни, оказалось сильнее отцовских чувств.
Первый раз это подтверждается, когда отец признается в личной ревности, но ни в коем случае не в и мыслях об убийстве. Второй раз — когда джигит выпускает в собственного сына стрелу из лука. Эта поэма наводит на мысль о том, что для казахского народа поэт и его поэзия имеют огромное значение. Творчество во имя Родины — вот настоящее предназначение талантливого сына своей Отчизны. Другой излюбленной темой Мухтара Шаханова является тема истории.
Поэт убежден, что каждый человек обязан знать историю своей земли, своего народа: «Если мы не будем знать нашей древней истории, то новая история не захочет знать нас.» Нередко он обращается к древнему жанру устного народного творчества — дастану. Дастан — романтическая поэма-легенда, повествующая о знаменитых исторических личностях и памятных событиях. Одним из подобных произведений является «Отрарская поэма», в которой поднимается тема родины, предков, корней человека, о которых нельзя забывать.
Через описание события — взятие Чагатаем города Отрар — автор передает читателю идею о том, что нельзя предавать родной народ, так как рано или поздно этот поступок даст о себе знать. Каракоша — сын человека, который в молодости переступил через законы предков и отнял у мальчика Родину, отправив его расти в другие места. Повзрослев, Карокоша повторяет проступок отца и предает — сдает врагам город Отрар.
Но в итоге, раскаявшись и сохранив жизнь, он увековечивает подвиг отрарцев, сохраняет его для памяти следующих поколений. Тема Родины в этой поэме тесно переплетается с темой предназначения поэта. Одной из его задач, как мы видим, является «продолжение рода гордого народа», он — тот, кто «сложит песнь о подвиге Отрара»: Мой предок могучий, я слышу твой зов, Дошедший ко мне через толщу веков. Узнай, что мечта не погибла — живет, Тот мальчик спасенный продолжил наш род. Таким образом, Мухтар Шаханов продолжает поэтическую традицию: он пишет о мужестве и благородстве своего народа, об исторических подвигах, о патриотизме.
Его произведения заставляют задуматься о том, какую пользу для своей страны может принести каждый из нас. Ведь подвиг — это необязательно военные победы. «Маленькие» повседневные поступки, приносящие радость окружающим, успех в учебе, работе или других видах деятельности, — это тоже своеобразный подвиг, сегодняшний вклад в завтрашний день, в благополучие будущих поколений. И стихи нередко помогают нам определить, что же мы хотим достичь в жизни, какой след должно оставить мое поколение в истории казахского народа.