Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души» — произведение загадочное и удивительное. Над созданием поэмы писатель работал на протяжении многих лет. Он посвятил ей столько глубоких творческих раздумий, времени и напряженного труда. Именно поэтому произведение можно считать бессмертным, гениальным. Все в поэме продумано до мелочей: характеры, типы людей, их быт и многое другое.
В названии произведения — «Мертвые души» — заключен его смысл. В нем описываются не мертвые ревизские души крепостных, а мертвые души помещиков, погребенные под мелочными,
Это происходит в определенной последовательности: от менее плохого — к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных. Первым, к кому попадает Чичиков, — помещик Манилов. За внешней приятностью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, наигранная любовь к семье и крестьянам.
Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Кучку пепла, запыленную книгу, которая уже два
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Ее бездушие заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на мед и пеньку Коробочку мало что волнует, если не сказать, что ничего не волнует.
Хозяйка — «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешки…» Даже в продаже мертвых душ Коробочка боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Это накопительство граничит с сумасшествием, ибо «все деньжонки» прячутся и не пускаются в оборот. Следующим на пути у Чичикова встречается помещик Ноздрев, который был одарен всеми возможными «задорами».
Поначалу он может показаться живым и деятельным человеком, а на самом деле оказывается пустым. Его поразительная энергия направлена на сплошные кутежи и бессмысленное мотовство. К этому присовокупляется и еще одна черта характера Ноздрева — страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое — «страстишка нагадить ближнему». На мой взгляд, бездушность этого героя заключается в том, что он не может направить свою энергию и таланты в нужное русло.
Далее Чичиков попадает к помещику Собакевичу. Помещик показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Собакевич — этакий «кулак», которого природа «просто рубила со всего плеча», особо не мудря над его лицом: » хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: живет». Ничтожность и мелочность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин.
Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает помещик Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены, все пошло прахом, подозрительность и скупость усилились до высшей степени.
Вскоре развалилась и семья Плюшкина. У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, собирал и складывал в кучу в углу комнаты.
Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Рядом с помещиками и чиновниками — «мертвыми душами» — встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия в поэме. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего, мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Мне кажется, Гоголь в «Мертвых душах» понимает, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков. О предстоящем столкновении он предупреждает на протяжении всей книги. И завершает свою поэму лирическим раздумьем о судьбах России.
Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом движении родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну.