Смысл эпиграфа и его связь с повествованием
Эпиграфом к роману «Смерть Вазир — Мухтара» взято восьмистишие Е. А. Баратынского «Надпись». Взгляни на лик холодный сей. Взгляни : в нем жизни нет; Но как на нем былых страстей Еще заметен след! Так ярый ток, оледенев, Над бездною висит, Утратив прежний грозный рев, Храня движенья вид. После прочтения романа, строки эпиграфа ассоциировались у меня с портретом Александра Сергеевича Грибоедова, который дал Ю. Н. Тынянов в своем произведении.
Это чопорный, сдержанный, честолюбивый, внешне очень холодный, одинокий человек. Но это был
Это было болью его души, причиной постоянных переживаний. Грибоедов думает о России, о ее благополучии. Он составляет проект преобразования Закавказья, зная, что край этот очень богат, и пытается заинтересовать Нессельроде, Родофиникина, но опять терпит неудачу.
Александр Сергеевич неравнодушен к женщинам. У него роман с балериной Катей Телешовой. близкие отношения с женой Булгарина Леночкой. В романе упоминается о его прежних любовницах в Москве.
Мне показалось, что он искренне любит Нину Чавчавадзе, грузинскую
И, если Вазир-Мухтар погиб, то Грибоедов жив. Потому что живет его «Горе от ума». Если же после прочтения эпиграфа обратиться к вступлению, то строки «Так ярый ток, оледенев, над бездною висит…» ассоциируются со временем, которое наступило после декабря 1825 года.
Леденящее время… Страстное поколение двадцатых годов с их прыгающей походкой, любовью к девчонкам, тайными обществами, дуэлями было сломлено. Они пригнулись, кровь отлила от этого поколения. Но ведь они были!
Просто их души оледенели.