Как ввести в литературу региональный компонент?

Мы регулярно получаем от наших читателей разработки по литературе с краеведческим уклоном — и практически никогда не печатаем их. Дело в том, что речь в них часто идет о материале «местного масштаба», который большинству читателей оказывается бесполезен. Однако статью Т. Сторожевой мы решили публиковать без колебаний: предложенный ею курс обладает мощной моделирующей силой и имеет интересные, проверенные практикой педагогические эффекты . Думаем, что публикацией заинтересуются не только учителя Поволжья, но и словесники других регионов,

которые смогут создать похожие курсы на близком им и их ученикам материале.

В новых стандартах литературе народов России отведена только одна фраза: введено изучение литературы народов России в категории «подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников». Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации: одно произведение героического эпоса народов России во фрагментах, а также не менее двух авторских произведений. Удивляет и малое количество произведений, и отсутствие времени на их изучение.

Между

тем сегодня как никогда остро стоит вопрос о введении регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодежь плохо знает язык, историю, литературу своего народа и имеет поверхностное представление о культуре других народов нашей страны. Отсюда один шаг до возникновения проблем межнационального характера.

Мы в Саратовской области давно поняли, что нам нужна краеведческая программа, отвечающая запросам региона, предотвращающая национальную напряженность.

В 2005-2006 годы сделан первый шаг: в нашей школе была создана программа » Мифы и легенды народов Среднего Поволжья» для учащихся 5х классов.

Предлагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. По­этому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.

Главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного род­ства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

Тексты для занятий подбираются, как правило, из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал, например, представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней» . Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какоголибо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведче­скую сторону факультативного курса.

Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов Деятельности школьника и учителя.

1. Учебная:

классная работа ; внеклассная работа с книгой ; развитие устной и письменной речи , в том числе и через Сочинения разных жанров и форм.

2. Эвристическая .

3. Творческая .

Факультатив связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Проведение литературно­краеведческого факультатива на должном уровне зависит прежде всего от учителя. В одном лице он совмещает литературоведа, языковеда, историка, исследователя, скрупулезно собирающего материальные следы прошлой и нынешней культуры, пропагандиста краеведения и энтузиаста.

В конце учебного года мы уже можем подвести первые итоги. К положительным результатам можно отнести:

заинтересованность ребят в изучении курса, что позволило повысить качество знаний и по литературе; развитие творческих способностей учащихся; участие в различных краеведческих литературных конкурсах; и самое главное — признание учащимися своей национальности.

Если на начало года в классе все признавали себя исключительно русскими, то в конце года выяснилось, что из 16 учащихся:

мордва — 2 человека; немцы — 1 человек; казахи — 1 человек; татары — 1 человек.

Очень интересной была работа по выполнению проекта «Мы разные, но мы вместе» на фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио», проводимом Издательским домом «Первое сентября».

Были и трудности:

отсутствие литературы по теме, даже такой элементарной, как малые жанры устного творчества народов, населяющих область; некоторые темы были перенасыщены текстами, на знакомство с которыми не хватало времени.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. В среднем звене нужна региональная программа по литературе, позволяющая изучить произведения народов, населяющих регион, район, город, село.

2. Нужен учебник­хрестоматия для учащихся среднего звена, содержащий произведения, заявленные программой.

Вот как выглядит сама программа.

Мифы и легенды народов Среднего Поволжья
Содержание программы
Жанры устного народного творчества

Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки.

Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира. Родословная.

Начальные сведения о топонимике.

Творческая работа. Моя родословная .

Топонимика

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Краткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе.

Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.

Экскурсии

1. Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».

2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».

3. Экскурсия в областной краеведческий музей .

Предания волгарей

Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности .

Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В. Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом — «Па­роход на лугу» , «Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды.

Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Обитатели Среднего Поволжья

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы Саратовской губернии. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.

Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературноизобразительный проект «Мы на карте области» .

Экскурсии

1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».

2. Экскурсия в областной краеведческий музей .

3. Экскурсия в Саратовский музей этнографии «Народы Саратовского Поволжья».

Сербы

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок.

Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

«Рубаха счастливого человека»

«Сливы за сор»

«Кто не работает, тот не ест»

«Правда и кривда»

«Счастье и ум»

«Век живи — век учись»

Творческая работа. Образ автора сербских сказок .

Татары

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях.

Отражение действительности в легендах и сказках.

«Предания о Казани»

«Завещание»

«Правда спасает, а неправда подводит»

«О кривой березе»

Творческая работа. Народы разные, а мораль… .

Экскурсии

Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.

Возможна экскурсия в школы татарских сел, где изучают историю своего народа .

Чуваши

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе.

Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи — Улып­Великан.

«Земля Улыпа»

«Гора Чабырлы»

«Мост Азамата»

«Отчего ласточка двухвостая»

«Почему сосна и ель вечно зеленые»

«Как ловили луну»

Творческая работа. Сочинение мифа о каком­либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.

Мордва

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои.

Сюжеты.

«Ехал по Волге князь Мурза»

«ВолгаРав и Каспий»

«Алтырь и Инсар»

«Как кузнец соседа подковал»

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни, района, в котором проживает школьник .

Экскурсии

Возможна экскурсия в школы мордовских сел, где изучают историю своего народа .

Русские

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

«Про град Китеж»

«Легенды о граде Китеже»

«Утесы над Волгой»

«Воцарение Ивана Грозного»

«Наказание Волги»

«Свеча»

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа .

Немцы

Немецкие колонии на Волге. Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении.

Сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали .

Экскурсии

1. Экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».

2. Возможны экскурсии в краеведческие музеи городов Маркса, Энгельса.

Казахи

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

Легенда о Ер­Каптагае.

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» .

Украинцы

«Откуда есть пошла украинская земля?». Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван­да-Марья».

Тематическое поанирование

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Как ввести в литературу региональный компонент?