Чиновничество в произведениях Н. Гоголя
В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий — уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора «вся Русь». Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где происходит действие «Ревизора» , ни губернский город N, куда приехал Чичиков.
Сюжет комедии «Ревизор» прост. Сам Гоголь сказал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России,
В минуту злобной откровенности он признается, что «ни один купец, ни подрядчик не мог его провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов
Он — любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе «вольнодумцем», потому что прочел 5-6 книг. Попечитель богоугодных заведений Земляника — суетливый проныра, доносчик и плут, который рассуждает следующим образом: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Смотритель училищ Хлопов живет в вечном страхе перед выговором, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу «служить по учебной части». Простодушно-наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте чтением вскрываемых писем, чтобы «узнать, что есть нового на свете». Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: «Ну, здесь свои».
На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: квартальный Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки; Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка «всем ставящий фонари под глазом — и правому и неправому». В образах чиновников города раскрыты совершенно конкретные социальные уродства, жизнь провинциального городка воспринимается как широкая картина жизни полицейско-бюрократической монархии Николая I. Смехом казнит своих героев Гоголь. Недаром разоблаченный в своих проделках городничий обращается ко всем со словами: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!» Провинциальное чиновничье общество, погрязшее во взяточничестве и в лихоимстве, олицетворяет собой паразитизм самодержавного строя. Недаром, посмотрев комедию, Николай I сказал, что ему попало больше всех.
В поэме «Мертвые души», посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге — из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом.
Губернатор — «светский» человек, любезный и обаятельный, — был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю». Это важное должностное лицо, первое в губернии. Полицеймейстер, «отец и благодетель города», должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. «Хоть он и возьмет, — говорят купцы, — но зато уж никак тебя не выдаст». Другими словами, за взятку скроет преступление.
Этим он приобрел любовь и «совершенную народность». Оформление купчей крепости — типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления купчей крепости мы встречаемся с неким чиновником Иваном Антоновичем — «кувшинное рыло». Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху.
За своим столом Иван Антонович — орел, а в кабинете начальника — муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.
Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, в грабеже и обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать, «тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных». Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны.
Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти «блюстители порядка и законности» — такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, «с хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России».