Идейно-художественные особенности легенды о Ларре
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан осенью 1894 года. В основе произведения лежит поиск незаурядной личностью разных возможностей своей связи с людьми. Появление Ларры, сына орла и женщины, грозит разрушить лад между людьми. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем.
Это видно и в портрете: «Все видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Проявляется гордыня Ларры и в его позе: «…стоял один против всех, рядом с ней и
Здесь сталкиваются два взаимоисключающих миропонимания. С одной стороны — этика племени, правила существования человека среди таких же, как он, людей: «… За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». С другой стороны — эгоцентризм
Чуждый и ненужный другим, он становится не нужен самому себе. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему…» Бестелесная тень, обреченная на вечное скитание, — вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой. Таким образом, Ларра осознал свое «лучшее» как право стоять над людьми и требовать себе преимуществ перед всеми. Он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим — вот два начала, которые несет в себе этот персонаж. Образ орла прямо связан здесь с мотивом смерти и жестокости.
Обращает на себя внимание и параллелизм сюжетных линий легенды. Отец Ларры, орел, похищает красавицу девушку, и люди бессильны помочь ей: «стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно в землю». Ларре, убившему красивую девушку, тоже не страшно оружие людей: «Он приходил в племя, — замечает рассказчица, — и похищал скот, девушек — все, что хотел.
В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тело». Ларра — полуживое-полумертвое существо, лишь внешне подобное человеку, но низвергнутое из жизни. Поэтому он и сеет вокруг себя смерть, живое обращая в камень. Отсюда особое значение получает попытка самоубийства Ларры. Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался «точно в камень ударил им».
Таким образом, орлиная кровь Ларры, его сердечная окаменелость объясняют бесчеловечность «отверженного». Неслучайно, рассказывая об этом герое, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток. Пейзаж занимает особое место в ранних рассказах Горького. Он зачастую преувеличенно красив, описание природы изобилует эпитетами.
В легенде о Ларре смятенное состояние жителей «страны большой реки» передано средствами ночного пейзажа: «ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…» Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень: «…в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там». Здесь упоминается солнце, но оно не вызывает ассоциации со светом, так как это «жестоко жаркое» солнце. Тень — это, по сути, черный цвет.
А из всех цветов у черного самая конкретная и однозначная символика. Черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма. Прочих цветов в этой легенде нет.
В эпизоде с Ларой, как и во всем рассказе, ярко прослеживаются черты романтизма. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Он бросает вызов миру, зная часто, что не будет в этой битве победителем.
Эти черты романтизма ярко прослеживаются в личности Ларры.