От поэзии к музыке и обратно
В этом году, когда мы изучали лирику Бориса Пастернака, решили обратиться к музыкальным интерпретациям двух стихотворений — «Зимняя ночь» и «Снег идет».
Ученикам выдаются тексты стихотворения «Зимняя ночь» . Идея работы с текстом была заимствована из книги: Гордиенко Л. Л., Свирина Н. М., Федорова С. В. «Описание событий в романах и других произведениях Б. Л. Пастернака в школьном изучении» . Ученики выполняли такие задания:
1. Прочитайте стихотворение вполголоса, прислушиваясь к ритму, интонации и запишите свои ощущения.
2.
Продолжите те же колонки, но теперь найдите слова и словосочетания со значением «пространства», относящиеся к каждому из слов — заглавий колонок.
3. Напишите текст, включив в него накопленный лексический материал.
Читаем несколько работ, а затем предлагаю ученикам прослушать пять песен . Обсуждая услышанное, ученики отмечали, что некоторые исполнители изменили текст стихотворения, при музыкальной интерпретации прочтение
Стихотворение «Снег идет» Прошу прочитать выразительно одного из учеников. Затем предлагаю найти доказательства для утверждения: «Все стихотворение, настроенное по одному камертону, оказывается пронизанным духом музыки, что так характерно для творчества Пастернака». Для этого слушаем музыкальные интерпретации этого стихотворения, которые принадлежат Г. В. Свиридову и Сергею Никитину.
После этого занятия ученики предложили свою помощь, и у нас возник еще один урок, который назвали «Поэзия XX века в современной музыке». Вот список исполнителей и произведений, который лег в основу нашего урока :
Группа «Сурганова и оркестр» — «Неужели не я», альбом «Живой» ; «Мне нравится», альбом «Unsorted» ; «Я знаю женщину», альбом «Возлюбленная Шопена» ; «Путник милый», альбом «Возлюбленная Шопена» .
Алла Пугачева — «Мне нравится» .
Группа «Сплин» — «Маяк», альбом «Раздвоение личности» «).
Группа «Кукрыниксы» — «Есенин», альбом «Фаворит солнца» .
Группа «Мельница» — «Змей», альбом «Дорога Сна» , «Ольга», альбом «Дорога Сна» .