Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель. Его произведения бессмертны: типичность гоголевских персонажей выходит далеко за пределы времени, в котором жил и творил писатель. Одно из таких «вечных» произведений — пьеса «Ревизор».
В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер.
Но
Гоголь как драматург достиг того, что зрительный зал в финале пьесы
Степень потрясенности героев после сообщения о том, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», лучше и выразить невозможно, чем пораженным молчанием. Молчанием потому, что нечего говорить в такой ситуации опозоренным чиновникам, которые сами загнали себя в ловушку. Сюжет комедии довольно прост: в захолустном городке проезжего человека приняли за ревизора, которого как раз в это время ожидало начальство.
Вплоть до конца комедии развитие сюжета основывается на испуганной психологии чиновников. При этом, чем яснее и очевиднее становится игра Хлестакова, тем больше городничий и чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербуржский ревизор. Явный обман они принимают за тонкую маскировку проверяющих инстанций.
Тот факт, что Хлестаков ни за что «не платит», заставляет превратно истолковывать каждый шаг, каждое слово героя: значит, крупный чин! Завязка «Ревизора» также выбрана необычайно удобно. Известие о ревизоре, задевая всех за живое, сразу разоблачает каждого чиновника как одного из участников плутовской компании. Их последующий разговор и взаимные упреки создают неприглядную картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола. Все они — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами.
Духовный и нравственный уровень их крайне низок. А ведь это люди, в руках которых находится судьба народа, судьба всей России! Теперь, когда мы увидим то, что хотел показать нам драматург в своем произведении, вернемся к финальной сцене. Она несет символический характер, подчеркивая идею неминуемого возмездия, которая представляется, как «гроза в дали идущего закона». Очень красноречивы позы каждого действующего лица этой сцены.
Наиболее выразительны позы городничего , как бы взывающего к Богу. Городничий в этот момент понимает, что не Хлестаков обманул его, а он сам обманулся. И, несомненно, он и является основным героем в немой сцене.
Его жена и дочери стоят «с устремившимся к нему движением всего тела». К кому же они еще бросятся за защитой?.. Позы остальных персонажей выражают либо вопрос, либо потрясение, либо растерянность. Почтмейстер превращается в знак вопроса, у Луки Лукича потерянное выражение лица.
Специально автор поставил Землянику, судью, Добчинского и Бобчинского по левую сторону от него, чтобы показать, кому он доверял за все время пребывания Хлестакова. В немой сцене есть только обманутые каким-либо способом люди. Поэтому в ней нет Хлестакова — ложного «ревизора». Гоголь в немой сцене использует слово «окаменели».
Люди бездействуют, замирают от осознания того, что с ними так подло поступили. Если бы их совесть была чиста, то они бы непременно нашли, что ответить обидчику, но как быть, если они сами погрязли во взяточничестве, обмане, самодурстве? Остается только молчать… Теперь мы видим, что немая сцена — это не только эффективное эмоциональное воздействие, в этой сцене заключен основной смысл произведения.
Мог ли Гоголь закончить комедию «Ревизор» иначе? Я считаю, что нет. Оцепенение пройдет, Городничий, наверняка найдет способ выкрутиться и из этой ситуации, но это уже другая история.
Главное, что обман рано или поздно раскрывается и неважно, с помощью чего: правды или другого обмана.