Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри». Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события. Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы.
Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал почувствовать Мцыри необъятность окружающего
По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча
И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока: В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил. Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу. Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения.
В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой. И недаром так богат язык поэмы — как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.