Урок по химии Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей 8 Класс
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Урок по химии. 8 класс
Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Учитель: Тимашова Валентина Дмитриевна.
Таловая-2014
Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.
Задачи:
Дать понятие о чистых веществах и смесях;
Рассмотреть классификацию смесей;
Познакомить учащихся со способами разделения смесей;
Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать
Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности;
Продолжать работать над формированием безопасного обращения с оборудованием .
Оборудование и реактивы : образцы смесей с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички
Тип урока : комбинированный.
Методы
Ход урока:
— Тема сегодняшнего урока: «Чистые вещества и смеси» .
— А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися:
— Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси?
Какими способами можно разделить смеси?
Ученики рассматривают смеси, находящиеся на демонстрационном столе. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом .
В природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры смесей, Дети записывают их в тетради:
— воздух — газообразная смесь
— морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли в воде — жидкие смеси
— гранит, сплавы металлов — твердые смеси
Для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.
Даем определение чистого вещества :
— Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества — дистиллированная вода.
Учитель: В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.
Демонстрационный эксперимент:
Демонстрация смеси порошков железа и серы, разделяем эту смесь действием магнита и делаем
Вывод: железо обладает способностью намагничиваться, а сера — нет.
Рассматриваем: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара в воде.
Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные.
Работа с учебником
Формулируем определения:
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих смесь
Способы разделения смесей.
Учитель знакомит ребят с основными способами разделения смесей
Основные способы разделения смесей
Неоднородные смеси
Применяется для очистки питьевой воды | Действие магнитом |
Однородные смеси
Производство сахара | Получение дистиллированной воды |
Закрепление.
На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.
Учитель обращается к учащимся с дополнительными вопросами:
— Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам?
— Какие явления подтверждают этот вывод?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Подводя итог урока, учитель обращается к классу с вопросами:
С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
Какие методы разделения смесей мы освоили?
Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?
Домашнее задание: п.2.