Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе»

«Песня о Соколе» — это мудрая притча о смысле жизни. Главные герои произведения представляют собой два противоположных образа жизни, два мировоззрения. Это образы — символы. Сокол овеян ореолом вдохновения, полета, красоты, мечты. Образ Ужа создан по контрасту.

Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба. При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит

темным, сырым, душным.

Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.

Уж словно живет в маленьком, замкнутом мирке. Его пугает грозный шум моря, высокие горы, стремительные движения потока. Его бесцельное существование озарило появление Сокола.

Он смутил душу спокойного Ужа своими страстными словами. Порывы гордой птицы никогда не были ведомы трусливому Ужу. Он всегда заботился о своих насущных потребностях и никогда не заглядывал в будущее.

Оно лежит за гранью

его сознания и устремления. Видя, что птица обречена, он сладко «шипит ей в очи». В коротком диалоге с Соколом раскрывается вся сущность Ужа. В то время как Сокол готов отдать жизнь за свои идеалы, не может мириться с несправедливостью, Уж в своем душном ущелье занят только собой, своими потребностями. Его не волнуют судьбы мира, он не способен на жертвы во имя других.

Именно Уж подталкивает Сокола к решению броситься с горного обрыва. Если Сокол говорит пылко, взволновано, то Уж спокоен и рассудителен. Это хладнокровное, пресмыкающееся существо. Уж очень изворотлив, лукав. Но как бы не был проворен его ум, он никак не может понять позицию Сокола.

За что сражается эта птица? Откуда в ней эта сильная жажда правды и света? Может, она ведает то, чего не знает Уж? Соколу искренне жаль своего собеседника. Он видел небо, он славно бился и знал счастье.

Сокол называет Ужа беднягой. Между тем, Уж отстаивает свою правоту. Он считает небо пустым местом. Ему тепло и удобно в своем темном ущелье.

Уж усмехается словам Сокола, называет их бреднями. Наш герой считает себя «мудрым», познавшим жизнь. Но рвение Сокола к небу поколебало его уверенность в своей правоте. Уж видел, что Сокол обрел счастье, погибнув в родной стихии бездомного неба.

Уж хотел испытать то же самое. Он долго думал о смерти птицы и смотрел в даль, «что вечно ласкает очи мечтой о счастье». Он бросился с ущелья, но не разбился, а усмехнулся. Ему показалось, что он понял прелесть полетов.

Уж пришел к выводу, что вся суть полета — в падении. Он ничего не нашел в небе. Оно ему показалось пустым и бессмысленным, всего лишь иллюзией. Уж считал себя обманутым в своих надеждах.

Итог рассуждений Ужа — безумство Сокола. Гордостью и укорами Сокол прикрывал свою «негодность для дела жизни». Как тут поспорить с Ужом?

Действительно, Сокол далек от земли, не приспособлен к практическому делу. Весь смысл его жизни — в борьбе за свет и истину. Только в битве он находит упоение.

Жизнь его коротка и стремительна, но она освещена духом свободы. Его жертва не напрасна. Сокол своим подвигом во имя других воскрешает веру в славных героев, бескорыстность и мужество. Образы Ужа и Сокола раскрываются в сопоставлении друг с другом. Прием антитезы позволяет ярче раскрыть их качества.

Это предельно обобщенные образы. В то время, когда М. Горький писал свое произведение, общественная атмосфера была неспокойной. Его основы были подорваны. Наступил кризис. Свою деятельность вели революционеры различных течений.

Молодой Горький сочувствовал им. Он верил, что одинокие храбрые люди могут осветить жизнь остальных, показать им всю несправедливость и жестокость окружающего мира. В то время распространенной была теория активной личности и пассивной толпы. Долгие годы образы Сокола и Ужа трактовались односторонне, с политической точки зрения.

Но время показало, что автор вложил в свое произведение не только социальные, но и вечные проблемы. Поэтому актуальность «Песни о Соколе» не утратилась и по сей день. Каждый из героев избрал свою жизненную позицию. Их конфликт неразрешим. Они никогда не придут к примирению.

Правило «золотой середины» не свойственно традициям романтического произведения. «Все или ничего» — таков девиз Сокола. Этот герой — максималист с высокими душевными порывами. Он рискует, рвется в неизвестное. Уж считает его безумным, потому что Сокол — существо иной природы.

У каждого из них своя правда. Каждый видит мир с определенной стороны. Уж пробовал провести над собой эксперимент, пожить в небе, но его стихия — земля. Соколу же нестерпимо жить в темной пещере.

Его образ окрашен трагическими нотами: «разбитая грудь», «кровь на перьях». Но духовно он не сломлен. Своей страстью, огнем он заражает Ужа. Но пробуждение этого героя было недолгим.

Это неудивительно. Сам автор подводит итог его жизни: «Рожденный ползать — летать не может!..». Он утверждает, что у каждого героя своя стихия. Горький не отрицает стихии земли, в которой живет Уж. Но с какой иронией и сожалением он описывает его скудную жизнь.

В этой связи хочется вспомнить другую легенду, которую рассказал Пугачев Гриневу в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Однажды встретились Ворон и Сокол. Ворон клевал труп палой лошади.

Он спросил Сокола, отчего тот живет три года. А сам Ворон — триста лет. Вся разница заключается лишь в том, что Ворон питается мертвечиной. Сокол же выбирает жить лишь три года, но питаться живой кровью.

В этом случае авторское отношение к проблеме неоднозначно. А. С. Пушкин всегда был против крови, битвы. Он считал, что лучший способ изменения действительности — «улучшение нравов». Горькому, напротив, было важно подчеркнуть лучшие свойства гордого Сокола, который нашел смысл своей жизни в битве. Позиция Ужа показана с невыгодной стороны, хотя она тоже имеет право на жизнь.

Но Соколу поет славу сама природа. М. Горький доказывает, что в битве есть подлинная радость, смысл жизни, бессмертие. Но вместе с тем здесь видна обреченность, неизбежность трагического исхода.

Именно в «безумстве храбрых» М. Горький видел «мудрость жизни». Капли крови Сокола осветят жизнь многих людей. Его жизнь не прошла даром. Он совершил подвиг во имя всеобщего счастья.

Сам автор воспевает его мужество, храбрость. Природа вторит Соколу гармоничными звуками музыки. Трактовка образов Ужа и Сокола неоднозначна. У каждого из них есть сильные и слабые стороны.

Уж легко меняет убеждения, умеет приспосабливаться, для него нет принципов, идеалов. Ко всему он подходит со своей меркой. На великое он не способен.

Жизнь этого героя будет долгой, но бесцветной. Сокола переполняют высокие страсти и волнения. Он не может смириться с поражением.

В своих действиях он руководствуется не личной выгодой, а вечными принципами. Но отстоять их он может только в кровопролитной битве, ценой чужой крови. Но лучшие качества Сокола — свободолюбие, жажда жизни, страстность, искренность, независимость — всегда будут символами яркой, выдающейся личности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе»