Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован»
Повесть А. Платонова «Котлован» повествует о строительстве символического сооружения — «общепролетарского дома» для вселения туда трудящихся целого города. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. Открывается повесть образом Вощева. Этому герою всего только 30 лет, но он, по жизненному опыту и пессимистическому мироощущению, кажется намного старше своих лет. «В день тридцатилетия личной жизни» Вощев получил расчет по причине «слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа
Этот герой советует супругам, которые постоянно ругаются: «Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка — вам лучше будет»; «А вы чтите своего ребенка, — сказал Вощев, — когда вы умрете, то он будет». Вощев любуется детьми — пионерами, марширующими под бодрую музыку. Он боится, что калека может позавидовать детям, их свежести, их здоровью и как бы сглазить их своей завистью. А какое живое участие принимает герой в судьбе сиротки, девочки Насти! Почему же Вощев стал вдруг задумываться во
Ведь он не лентяй, не тунеядец, отлынивающий от труда! Просто с некоторых пор Вощев стал догадываться, что смысл жизни не может ограничиваться лишь механическим выполнением физической работы. Ему кажется, что, забыто о самом большом и важном — о душе.
Все герои повести — очень одинокие люди. Одинок инженер Прушевский. Проект создания общепролетарского дома — его идея. Но Прушевский инстинктивно осознает, что нельзя в процессе активного строительства социалистического общества забывать о душах, превращаться в роботов, запрограммированных только на труд: «Он боялся воздвигать пустые здания — те, в каких люди живут лишь из-за непогоды».
Прушевский остро ощущает свое одиночество, «он боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному»: «- Лучше я умру, — подумал Прушевский. — Мною пользуются, но мне никто не рад…» Одинок и несчастен Чиклин, бригадир землекопов. Когда-то, когда он был моложе, он пользовался вниманием женщин и жил полной жизнью: любил, дружил, совершал ошибки. Но ради великой цели — рытья котлована — этот герой скрывает свои личные чувства, «отталкивает» от себя юную девушку, которая однажды поцеловала его, «точно была она постыдным существом».
Такому же запрету на любовь подчинился в свое время и Прушевский. Как выяснилось, Чиклин и Прушевский в юности испытывали любовь к одной и той же девушке, с которой теперь они встретились вновь, при весьма трагических обстоятельствах. Это Юлия, мать Насти.
Запрет на любовь, сыгравший печальную роль в судьбах Чиклина и Прушевского, продиктован суровыми требованиями того времени. Всякое отклонение от главного общего дела отвлекает людей, портит их, превыше всего государственное, а не личное. Жестокость Чиклина по отношению к раскулачиваемым крестьянам — следствие не его, якобы, жестокого характера.
Это объясняется не его личными качествами, а, прежде всего, тем, что быть жестоким ему предписывала Идея. Черствость Чиклина оправдана классовыми интересами. Идеи всеобщего равенства, необходимости истребления зажиточных людей как вредного элемента слишком крепко засели в сознании этого героя.
А вот жестокость Медведя не имеет никаких оправданий. Медведь — фанатик труда, работающий не ради результата, а ради самого процесса. Впрочем, жестокость Медведя имеет некоторую мотивацию.
Этот герой вспоминает, как когда-то кулак, на которого он батрачил, недокармливал его, а иногда и вообще не кормил. Молотобоец — это исполнитель воли тех, кто стоит у власти. Лев Ильич Пашкин — типичный образ бюрократа, руководителя, которые всегда были, есть и будут, при любом государственном строе. Это человек, который умеет говорить, звать массы на трудовые подвиги: «Темп тих, — произнес он мастеровым. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете и зря помрете».
Пашкин живет в хорошем доме, пользуется большими привилегиями, в отличие от тех, кто занимается физическим трудом. Пашкин — профсоюзный деятель, поставивший целью жизни личное обогащение. Его можно назвать хозяином жизни.
Но при своем материальном благополучии этот герой жалеет хорошую еду для калеки Жачева. Настя, маленькая девочка, потерявшая мать, — символ будущего социализма. Она умирает от недостатка душевной доброты к ней: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка».
Настя — дочь владельца кафельного завода, «буржуйка». Умирая, мать дает ей наставление: никому не говорить о своем происхождении, поскольку ее, как отпрыска буржуев, «заморят». Странно, смешно и очень грустно слышать из уст маленькой девочки рассуждения о классовой борьбе. Так, Настя думает, что черты меридианов на карте СССР — «загородки от буржуев». Она твердо знает, что «главный — Ленин, а второй — Буденный», что она-то «не рождалась» раньше потому, что «не хотела», а вот «как стал Ленин», тут-то и она «стала»!
И уж совсем печально услышать фразу, произнесенную Сафроновым: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина»! Настя умерла, а вместе с ней, по замыслу автора, исчезла и вера в светлое будущее.