Афоризмы Бубнова
В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылева нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актер. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но
Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошенности он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждет от жизни: «Все уже… было! Прошло… кончено!..»
Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. «Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят Дом… а щепки — прочь…» Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесет. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки
Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить свое положение. А ведь ему — сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, — его пожизненный дом.
Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки — спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чем не разочаровывается, создает ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге — равнодушие» .
Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: «…Дайте хоть умереть спокойно». Бубнов безучастно ответит: «Шум — смерти не помеха…»
Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!» — тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потеряла имя!» — слова Актера. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял свое имя.
«Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» — с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» — такова реакция Бубнова. Вот и все!
А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жил человек?» — холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.
Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в нее был влюблен студент. Бубнов и Барон смеются над ее выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве вы можете понимать… любовь?
Настоящую любовь? А у меня — была она… настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.
Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… ты говоришь — правда…
Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…» И далее следует рассказ Луки о человеке, «который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лука убежден, что мечта тешит, греет душу человека.
Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Ученый, который развеял мечту о земле правды, привел к гибели человека, уверовавшего в ее существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Все — выдумки… тоже! Хо-хо!
Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»
Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актером Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворен игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден.
Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал…
Он врал… но — это из жалости к вам…» Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик.
Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о ее суровых приговорах.
Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который «и теперь — нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, еще».
Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром — не отдаст… баба — лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.
Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведет себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлемся на диалог Василисы с Бубновым:
Василиса . …Чтобы ноги его здесь не было! Слышишь?
Бубнов. Я тут не сторож тебе…
Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь — не забудь!
Сколько должен мне?
Бубнов . Не считал…
Василиса. …Если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас — вон!
Бубнов . А чем жить будешь?
Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылева? В прошлом — хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большая война».
Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремя спохватился…»
Среди многих обитателей ночлежки Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьет.
Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.
В пособии для учителя М. М. Голубкова «Максим Горький» читаем: «Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» . Противопоставление аристократ Барон — шулер Бубнов неточно.
Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приемы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передергивает карты, а Бубнов в карты не играет.
Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздревски. И в жизни он отнюдь не жулик.
В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов.
Возможно, сказалось его легкое опьянение. Не случайно острослов Алешка скажет о нем: «Ты — только пьяный и похож на человека…»
Обстановка все ж гнетет Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:
Мне и хочется на волю… Эх! Цепь порвать я не могу…
В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина.
В знак расположения к нему отдаст весь свой «капитал» — рубль с лишним. И на замечание Медведева: «Я — свидетель… отданы деньги на сохранение… числом — сколько?» — Бубнов отвечает: «Ты — верблюд… Нам свидетелей не надо…»
Оказывается, этот скептик не обделен мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу!
Бедняк человек… айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.
Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздник души» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда!
На пустыре… там… Актер… удавился!» Видавший виды герой потрясен. Об этом говорит его прерывающаяся речь.
Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.
Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Ю. Юзовский считал, что эти слова относятся к Актеру: «Повесился Актер, и Сатин как бы от имени всей ночлежки восклицает: «Испортил песню… дур-рак»» . На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счеты с жизнью Актера дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки.
Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр! Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актера, объяснив это влиянием Луки: «…все старик… навинтил Актера». Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону.
Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.
Несколько по-иному в театре-студии О. Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актера ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку.
Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясенный увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: «Дурак!» Это проявление боли за Актера.
Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актера соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.
Горький стремился придать речи персонажей пьесы определенность и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова.
Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной…» Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной — весной. На замечание Луки «Житье ваше — о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье» . Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» ; «И одна — не бедна, коли умна…» .
Очевидно, и пословица «Кто пьян да умен, два угодья в нем» привлекла Бубнова своим благозвучием .
В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется»; «Вовремя уйти всегда лучше».
В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй, мелешь , рожа, всяко, тяпнуть , эдак, укокошить , заливать , рот заткнуть, айда и другие. В его речи не к месту употреблена частица — то и просторечная частица — ка .
Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одаренности и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.
Вопросы и задания
1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?
2. Что не приемлет Бубнов в Луке?
3. Что нового узнаем о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?
4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.