Человек и природа в советской литературе

Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек – венец мирозданья. Человек!!! Нет существа умнее и выше.

Человек!! Он хозяин всего на земле. Человек!

Подчиняет все своим интересам. Человек? Но почему именно он – высшая правда? Почему люди так часто забывают, что они – дети природы, почему только берут у нее, ничего не отдавая?

И не мистика, не простое предположение, это – конкретные факты. Вслушайтесь в скорбную песнь рек, умирающих от загрязнения, в немые вопросы животных и птиц: “Где нам жить?”. Всмотритесь в безгрешный

купол неба – так ли он чист, как прежде? Мы привыкли считать граммы и, тонны, километры и лошадиные силы. А в чем измерить ‘боль и скорбь нашей земли?

В отравленных водах, в сведенном лесе, в..? Нет, в человеческом бессердечии, в слепом повиновении сегодняшнему дню, в незнании дня вчерашнего. Поэтому, когда раздается вопрос: “А что же будет потом?”, в ответ ему звучит короткое, как телеграмма: “Так надо!”. Так надо в наш век, когда любовь и сочувствие заменил скупой расчет.

Мы говорим, что плохо, когда сын забывает мать. Но ведь наша мать – природа, и разве можно спокойно смотреть, как рекой текут

ее слезы? Где же наша готовность пойти и погибнуть за нее, наша человеческая любовь к родной матери? Не потому ли нам бросает обвинение Булат Окуджава: Разве лев – царь зверей?

Человек – царь зверей. Вот он выйдет с утра из квартиры своей, ‘ Он посмотрит кругом, улыбнется… Целый мир перед ним содрогнется. Мы ищем виноватого, вершащего неправый суд, но не видим его в себе.

И от этого весь мир стал ничтожным, плоским и тупым в своих стремлениях и делах. Как зарастает бурьяном брошенный сад, с такой же безраздельностью мир заполняют грубые начала. И путь человечества лежал бы через темень, если бы не отдельные островки в этих темных пучинах затмения. И тем слышнее крик Тамары Жирмунской: Зачем мы над бездной повисли, зачем поперек естества изводим высокие мысли и дышащие существа? Но страшнее всего не истребление природы человеком, а истребление природы в человеке.

Ведь человек – это энергия, взрыв, страсть, мысль! А многие живут, как говорил Маяковский, “с мордой, пригнутой вниз”. Над людьми нависла сонная одурь, жуть отчуждения, когда человек человеку – волк. Люди превратились в толпу невидящих, неслышащих, непонимающих, в толпу, живущую на уровне животных инстинктов. Толпа с одною звериной кожей – Как тьмой ночною, Как общим воем, мы все похожи! – пишет Елена Крюкова.

Мы отвыкли от религии, а что получили взамен? Свободу от совести и от святынь души. Когда ориентиром наших поступков и движений сердца становятся инстинкты, а не вечные заповеди добра, – тогда, говоря словами поэта, кулак становится моим желанием и – “удар зубодробительный, удар искросыпительный…”. . Аристотель говорил: “Свобода – это возможность делать то, что я хочу”. Но такая свобода может предполагать и “войну всех против всех”, как это сформулировано в философии Гоббса. Но не слишком ли много мрачных красок, ведь не хлебом единым жив человек?

Произведения современных писателей отражают боль и скорбь о судьбе нашего общего дома. Тема природы – основная тема произведений Виктора Астафьева. Человек и природа, их единство и противоборство – стержень проблемы взаимоотношений современного мира. Писатель не мог остаться в стороне, он ставит жизненные вопросы: как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и преумножить земное богатство?

Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы – колыбели человека? Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток к человеку.

Мир природы таит в себе и дух справедливого возмездия. О нем ^взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. В повести Бориса Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” показано столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле.

Как можно истоптать, повредить, сжечь себя и природу тупым браконьерством или холодным рассудочным эгоизмом! Истинное беспокойство о судьбе мира сквозит в повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой”. Здесь высвечено пренебрежение судьбами человека перед гигантскими неразумными планами нерадивых хозяев. Достаточно упоминания об Уфе, Стерлитамаке, Семипалатинске, Чернобыле.

Это результат нашего бездумного отношения к самим себе и к своим потомкам. Ведь вся наша природоохранная деятельность до сих пор основывается главным образом на энергии отдельных энтузиастов, а не на осознанном, живом стремлении всех или большинства дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Нельзя народ лишать права выбора: жить ли дальше в индустриальном аду, деградируя физически, а стало быть, и духовно, либо повернуться лицом к природе и бороться за ее первозданную красоту.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Почему роман назван капитанская дочка.
Сейчас вы читаете: Человек и природа в советской литературе