Творчество О. Э. Мандельштама
Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично, что типично для времени, в котором он жил и творил. Человек, поставивший свободу творчества, чувство собственного достоинства выше обстоятельств, обречен. Арестами и гибелью закончились его личные страдания. А поэзия Мандельштама еще почти полвека была арестованной и распространялась только в списках. В ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы.
В них ощущается полная гармония поэта со всем миром. Позже происходит значительная
Столкнувшись с суровой действительностью, жестокой политикой тоталитарного государства, несправедливой и глухой к нуждам простых людей, Мандельштам считает своим долгом писать об этом. Он отражает ход событий и их ужасные последствия в своих стихотворениях: Отравлен хлеб и воздух выпит, Как трудно раны врачевать! Иосиф, проданный в Египет, Не мог сильнее тосковать!
Вольнолюбивый дух поэта, боль за страну и народные беды одерживают верх над страхом. Он с уверенностью в голосе пишет
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет… 13 мая 1934 года поэт был арестован по обвинению в авторстве стихов, направленных против Сталина, написанных в 1933 году. Причем авторство поэт не отрицал.
О. Мандельштама ждали жестокие пытки и физическое истощение. А потом — воронежская тюрьма, за время пребывания в которой поэт заканчивает работу над своей «воронежской тетрадкой», ставшей «лебединой песней» творчества Мандельштама. Поэт не терпел лжи и за правду должен был избрать тяжелую жизненную дорогу: Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож. Сердце Мандельштама давно чувствовало беду. За несколько лет до своей гибели им было написано пророческое стихотворение.
В нем, словно в зеркале, отразилась надвигающаяся беда: Колют ресницы, в груди прикипела слеза. Чую без страху, что будет и будет гроза. Кто-то чудной меня что-то торопит забыть. Душно,- и все-таки до смерти хочется жить. Поэт предчувствовал свою судьбу.
Но его, как истинного борца, не пугали угрозы, не пугала смерть. В самых горьких стихах у Мандельштама не ослабевает восхищение перед жизнью. В самых трагических произведениях, таких, как «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…», звучит этот восторг. Он воплотился в поразительных по новизне и силе словосочетаниях: Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи — Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду…
Чем труднее обстоятельства, тем ощутимей языковая крепость, тем пронзительней и удивительней подробности. Даже для изображения смерти Мандельштам привлекает самые живые и ощутимые подробности: …Лиясь для ласковой, только что снятой маски, Для пальцев гипсовых, не держащих пера, Для укрупненных губ, для укрепленной ласки, Крупнозернистого покоя и добра. Стихи Мандельштама пережили своего создателя и дошли до нас.
Они — живые свидетели той страшной эпохи, в которой безнаказанно творились злодеяния, погибали миллионы ни в чем не повинных людей. В своих замечательных стихотворениях Осип Мандельштам донес до нас звуки истории: Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей, Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.