Конспект урока по ОРКСЭ “Православный храм”

Урок ОРКСЭ “Православный храм”

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

Познакомить с понятием “православный храм”.

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать

ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие.

Сообщение темы занятия.

Этот Дом – не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это – православный храм.

Л. Ермаков

– Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Актуализация

знаний учащихся

– Приходилось ли вам бывать в храме?

Кто впервые привел вас в храм?

Какие чувства вы испытывали в храме?

Что вам запомнилось больше всего в храме?

Изучение нового материала.

1.Беседа с учащимися.

– Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений .

– Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? .

Храм – это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

– А как вы думаете, на что похож храм? .

Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.

Форма храма – это символ . Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью.

В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

– Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.

– А как вы думаете, что означает слово окрестность? Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.

Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города.

– Знаете ли вы, с какого места стал строиться и расти наш город?

Православные храмы, или церкви, неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и села.

Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.

– Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.

– А что еще напоминает форма купола, как вы думаете? Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца?

Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.

– Знаете ли вы, что Илия Муромец – православный святой?

У храма может быть один купол, и три купола, и пять, и семь, и больше.

Мы говорили, что у корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню. Для чего нужна колокольня, как вы думаете?

Название колокольня подразумевает, что на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей.

– А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

– Для чего звонят в колокола? Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече , или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

Русские колокола отличаются звучностью и певучестью. Литье колоколов – особый вид искусства . Ударная часть колокола называется языком, т. е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его “малиновым”.

На праздник Пасхи есть традиция – любой желающий может звонить в колокола .

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Физкультминутка

Игра “Слово – движение”

Дети зеркально повторяют движения за учителем.

Мы руки к небу превозносим.

И милости у Бога просим.

Чтоб он помог тебе и мне

И всем живущим на Земле.

Изучение устройства храма и правил поведения в храме.

Давайте перенесемся в храм на некоторое время.

Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.

Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т. е. изобразить на себе крест.

Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и Мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой.

Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть – место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. На иконах изображены Христос, Божия Матерь, святые, Ангелы.

С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма – это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю.

Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна и верхней – из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Творческие работы учащихся.

В нашем городе есть 3 храма, построенные в 17 веке:Свято-Троицкий собор, церковь Одигитрия, Введенская церковь.

А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения об этих храмах.

Итог занятия.

А теперь проверим, что вы запомнили из моего рассказа.

Загадки:

Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается .

Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица .

Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел .

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча .

Что выше колокольни? .

Дверей много, а входят не все .

На руках Младенец чистый,

Взгляд Его такой лучистый,

Солнце за главой сияет,

Нас Он всех благословляет. .

Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Домашнее задание.

– узнать, какие еще храмы есть в нашем городе;

– прочитать текст учебника.




General characteristics of the verb as a part of speech.
Сейчас вы читаете: Конспект урока по ОРКСЭ “Православный храм”