Поэма «Мцыри»
Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Даже скалы, горы, утесы, потоки, реки, деревья — вся природа живет в его произведениях. Основной пафос в творчестве Лермонтова его современник видел в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности.
Все это
Впечатления от природы Кавказа, быта его жителей, архитектуры — все послужило Лермонтову для создания романтической поэмы. Жизненная основа «Мцыри» придает произведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. Впервые у Лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет отличительной чертой его творчества.
Немного лет тому назад, Там, где сливался шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Монастырь сохранился и сейчас. Внутренний вид его дает яркое ощущение поэтической действительности, созданной Лермонтовым. Особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! …В тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи.
А там, в вышине, на решетчатом окне, играло солнце: О, как туда хотелось мне. От мрака келий и молитв, В тот чудный мир страстей и битв… Образ монастыря был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, «подрезает крылья», мешает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борьбу.
Создавая свой поэтический мир, Лермонтов не фотографировал действительность, он отбирал нужные для замысла черты, насыщая их новым смыслом. Но именно благодаря конкретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедительно показать побег Мцыри: Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной… Мцыри был вынослив, как и его сородичи.
Он хорошо помнит родные места. Мечтая о доме, юноша все время смотрит на восток. Мцыри-«душой дитя», существо, полное жажды жизни; «судьбой монах» — человек, обязанный отказаться от жизни. В этом заключается трагизм поэмы.
Но он еще и пленник, раб и сирота. Вся жизнь в монастыре была подготовкой Мцыри к побегу. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных: Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ.
С уважением говорит Мцыри о достоинствах противника: Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!.. Мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает: Но ныне я уверен в том. Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов… Эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме. На мне печать свою тюрьма Оставила…
В других исторических условиях и он бы мог стать героем. В поэме «Мцыри» Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю: …за несколько минут Между крутых и темных скал… В звуковых повторах воспроизведен самый шум потока,