Во второй половине 90-х годов Шиллер написал цикл стихотворений на культурно-исторические темы. В него входят: «Прогулка», «Помпея и Геркуланум», «Жалоба Цереры», «Элевсинский праздник», «Торжество победителей», «Четыре века», «Песня о колоколе» и др. Тематика их также связана с работами поэта по эстетике. На примере истории человеческой культуры Шиллер показывает, как протекало развитие общества от низших форм культуры до современной цивилизации, от поры единства идеала и жизни к эпохе разрыва между ними, от гармонии к антагонизму, от «игры» — к труду, от детской беззаботности к заботам и противоречиям современной жизни. Этот ход развития рисуется поэтом как противоречивый, но прогрессивный путь, как неизбежная эволюция в развития человеческого общества от его детства до возмужалости. Характеризуя смену мировых эпох, Шиллер приходит к выводу, что каждая эпоха уступает место другой, новой в силу железной исторической необходимости.
Этот цикл стихотворений открывает написанная в 1795 году «Прогулка». Перед мысленным взором поэта проходят картины всех этапов развития человеческой культуры. Вот перед ним нивы, стада и пастухи отдаленных первобытных времен, когда не было ни городов, ни храмов, ни сословий:
— Ты, счастливый народ, не проснулся еще для свободы,
— Радостно с полем своим делишь ты тесный закон,
— Чередованием жатв желания ты ограничил.
— Жизнь подобна твоя сменам дневного труда.
— (перев. Вс. Рождественского.)
Но вот развиваются ремесла и торговля, появляется разделение труда, общество распадается на сословия, на богатых и бедных, господ и рабов. Образуются общины и государства, строятся города, а в них — храмы для богов и дворцы для царей. Пока человек и человеческий коллектив еще близки к природе, а интересы личности еще не противостояли общественным, цветет классическое искусство античности. Эта близость человека к природе уничтожается, с развитием техники и разделением труда, с появлением антагонизма между сословиями и т. д. Власть правителя, как первого среди равных граждан в государстве, превращается в тиранию, и «многие тысячи лет мумия властвует миром». Среди людей возникают различные пороки, вражда, угнетение слабых сильными. Право, свобода, правда, естественность и...

природа попраны:
— Правда уходит из речи, а вера и верность из жизни,
— Клятву давая богам, лжет без нужды человек.
Но нельзя навечно подавить природу человека, его естественное стремление к свободе. Как корабль, долго стоявший на якоре, в конце концов срывается с него и несется по волнам бушующей морской стихии, так и угнетенное человечество, народ, вырывается, подобно тигру, из клетки и мстит угнетателям за свое рабство, разрушая при этом города и храмы. Несомненно, что, создавая такие картины развития человеческого общества и его культуры, поэт в основном повторяет в поэтических образах мысли «Писем об эстетическом воспитании человека»; при характеристике «самоосвобождения» угнетенного народа от цепей рабства, наложенных на него господствующими классами, он, конечно, имел в виду французскую революцию, изображенную и здесь также в отрицательном духе. Конец «Прогулки» повторяет утопические идеи «Писем» о завоевании общественной свободы посредством красоты, искусства, античной гармонии. Обращаясь к природе, поэт закапчивает стихотворение словами:
— Кормишь ты тою же грудью века, что идут за веками;
— Так же под синью небес, в зелени тех же лесов
— Бродят и те, что живут, и рано угасшие роды,
— Солнце Гомера — смотри! — светит приветно и нам!
В цикле стихотворений на культурно-исторические темы наряду с иллюзиями о «царстве эстетической видимости» все чаще и чаще слышатся ноты разочарования, жалобы, что реальная действительность беспощадно убивает мечты о торжестве красоты и искусства.
Эти мотивы разочарования будут повторяться и в дальнейшем, вплоть до самых последних стихов Шиллера («Юноша у ручья», «Путешественник» и др.). Но вместе с тем у Шиллера уже. намечается тенденция преодоления «прозы жизни» посредством труда. В этом отношении характерно самое большое стихотворение цикла — «Песня о колоколе», над которым поэт работал в течение многих лет, и которое закончил в 1799 году. Как хороший колокол создается удачным сплавом металла, так и жизнь отдельной личности и всего общества может быть счастливой, удачной лишь при условии гармонии идеала и действительности, общности стремлений и интересов, личности и коллектива.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Стихотворения на культурно исторические темы Шиллера