Литературные интересы молодого Шиллера
Первые литературные опыты будущего поэта относятся еще к тому времени, когда он жил в родительском доме. Религиозное воспитание, полученное им в детстве, обусловило то, что эти опыты представляли собой главным образом обработку библейских сюжетов. В то время образцом поэзии для мальчика были произведения известного немецкого поэта, старшего современника Шиллера, — Клопштока.
Фридрих Готлиб Клопшток был наиболее значительным национальным поэтом Германии до «бури и натиска»; его борьба с подражательным классицизмом школы Готтшеда,
Влияние Клопштока сказалось на самых ранних опытах Шиллера — на тринадцатом году жизни он сочинил две трагедийна библейские темы — «Христиане» и «Авессалом». Подражанием такого же характера отмечены и юношеские стихи Шиллера, а также задуманный им эпос «Моисей». В письме к товарищу по Академии, Фридриху Шарфенштейну, относящемся, по-видимому, к 1778 году, Шиллер пишет: «Правда, я многим обязан Клопштоку, но я глубоко воспринял его, он сроднился с моими чувствами, вошел в мою плоть и кровь» (т. VIII, стр. 38). Кроме Клопштока, на юношескую поэзию Шиллера оказал влияние и швейцарский поэт Альбрехт Галл ер, воспевавший идиллическую патриархальную жизнь на лоне природы. Однако вскоре на смену этим писателям пришли французские и английские просветители, а также Леосинг, которые и оказали решающее влияние на формирование его мировоззрения. Он расстается с наивными и мещански ограниченными верованиями среды, в которой вырос, и приближается во взглядах на религию к просветителям, в частности к Руссо.
Но больше всего Шиллер и другие члены его литературного кружка увлекались идеями писателей «бури и натиска». Из числа их значительное влияние на молодое поколение оказывал Гердер, который боролся против господства французского классицизма в Германии и утвердил в умах молодежи идею обращения к народной поэзии, как животворному источнику создания самобытной национальной немецкой литературы. Гердер и молодой Гете открыли для немцев значение поэзии Гомера, песен Оссиана и драматургии Шекспира, как образцов творчества, выросших на почве народной жизни.
Движение «бури и натиска» проповедовало борчество, освобождение от феодальных пут; оно обтопило немецкий литературный язык, отвергнув старомодный канцелярский сухой стиль, ввело в язык книг живые народные элементы, приблизило литературу к реальной жизни народа. Все эти новые идеи жадно улавливались воспитанниками Военной академии и воодушевляли их на сочинение многочисленных свободолюбивых стихов и драм, которые хотя и были незрелыми, но с восторгом читались и слушались на тайных собраниях кружка.
Властителем дум молодого поколения был Гете. Его роман «Страдания молодого Вертера» и трагедия «Гец фон Берлихинген» почитались в Академии, как свя