История возвышения и гибели Валленштейна
Альберт Валленштейн происходил из среднего чешского дворянства, из протестантской семьи, но еще в молодости перешел в католичество. Навербовав во время Тридцатилетней войны наемные отряды, он стал с ними на сторону императора Фердинанда II, боровшегося против лиги протестантских князей. Он усмиряет чешское восстание, приобретает богатство, становится популярным полководцем. После этого, в связи с вступлением Дании в войну, Валленштейн собирает войско в пятьдесят тысяч человек, которым он распоряжается совершенно самостоятельно, не считая
Война с Данией также заканчивается победой. Валленштейн получает титул герцога Фридландского и звание генералиссимуса всех вооруженных сил империи. Чем сильнее возрастали его военная мощь и слава, тем сильнее становилось его стремление вести самостоятельную политику. Такое поведение вызывало сильное недовольство1 венского (императорского) двора, а также немецких князей, к уменьшению власти которых он открыто стремился. Недовольно было им и высшее католическое духовенство, которое не хотело мириться с веротерпимостью Валленштейна. Объединенным
Вступление Швеции в войну и вторжение Густава Адольфа в пределы Германии заставило Фердинанда II вновь прибегнуть к помощи своего бывшего главнокомандующего. Выговорив себе полную независимость действий, Валленштейн быстро собрал значительную армию и выступил против шведов. Хотя в битве при Люцене в 1632 году Густав Адольф был убит, Валленштейн не торопился довершить поражение шведов. Вместо этого он вступил с ними в переговоры, что вызвало повое недовольство противников Валленштейна при венском дворе, и в январе 1634 года он был снова отставлен от должности главнокомандующего. Тогда он решил перейти с армией в лагерь шведов, но этому помешал заговор офицеров, которые убили его 25 февраля 1634 года в крепости Эгер.
Шиллер выбрал в качестве сюжета своей трилогии последние дни жизни Валленштейна, но намеревался показать трагический конец главного героя как следствие его предшествующих действий. Создавая образ Валленштейна, Шиллер придерживался фактов истории в несравненно большей степени, чем в «Дон Карлосе». Но и здесь он воспользовался правом художника «домысливать» характер реального исторического лица. Валленштейн, каким он изображен в трилогии, отличается от Валленштейна, каким он был представлен Шиллером же в «Истории Тридцатилетней войны». При этом Шиллер-художник глубже понял и изобразил Валленштейна, чем Шиллер-историк.
В каком направлении развил драматург характеристику Валленштейна, можно видеть из его письма Карлу Беттигеру от 1 марта 1799 года: «Исторический Валленштейн не был велик, и поэтический не должен был стать великим. Согласно историческим данным, Валленштейн мнил себя великим полководцем, ибо был счастлив в бою, груб и смел, но он был скорее кумиром солдат, которых одаривал с чисто царственной щедростью и держал в почете в ущерб всем остальным. В поведении своем он был нерешительным и нестойким человеком, в своих планах фантазером и сумасбродом, а в последнем деле своей жизни, в заговоре против императора,- он слаб, неуверен и даже не искусен. Единственно, что могло казаться в нем великим, но только казаться, это его грубость и жестокость, то есть как раз те свойства, которые плохо вяжутся с обликом трагического героя. Я должен был лишить его этих свойств. Но я надеюсь, что вознаградил его за это, одарив силой мысли.
Погружаясь в исторические материалы, Шиллер ни на миг не забывает, что воспроизведение прошлого ему нужно для лучшего понимания современности. В свою очередь общественно-политический опыт эпохи, в которую жил Шиллер, помогает ему глубже увидеть это прошлое. Насущные политические задачи воссоединения Германии, стоявшие на повестке дня в период Тридцатилетней войны, стали еще актуальнее в эпоху Шиллера. Политический опыт эпохи буржуазно-демократической революции во Франции и последовавших за ней европейских событий помогли драматургу верно попять «важную затею» Валленштейна, на которую прежние историки смотрели как на какое-то «фантазерство» и «сумасбродство». В годы создания трилогии ни Шиллер, ни Гете не скрывали этой тесной связи замысла Валленштейна с событиями современности. Так, в одном из своих писем к живописцу Мейеру Гете хвалил Шиллера за то, что он предпосылает своей трагедии вступление под названием «Лагерь Валленштейна», в котором «масса армии, так же как хор у древних, показывает свою мощь и значение, ибо в конце произведения все сводится к тому, что масса покидает его, как только он изменяет формулу присяги. Это — история Дюмурье во многом более мощной, а следовательно, более значительной для искусства манере»
Когда Шиллер приступил к работе над Валленштейном, он предполагал написать одно произведение; но в процессе работы материал так сильно разрастался, что Гете в письме от 2 декабря 1797 года дал Шиллеру совет создать не одну драму, а трилогию, объединенную общей идеей, и Шиллер согласился с этим предложением и разбил материал на три произведения: «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна». «Лагерь Валленштейна» был закончен Шиллером в 1797 году, «Пикколомини» — в декабре 1798 года, «Смерть Валленштейна» — в марте 1799 года.
Для первого представления «Лагеря Валленштейна», состоявшегося 12 октября 1798 года во вновь открытом после перестройки Веймарском театре, Шиллер написал пролог, представляющий большой интерес как творческая декларация поэта.
Прежде всего, Шиллер подчеркивает стремление служить своим искусством интересам современности. Бессмертным может стать лишь такое произведение искусства, которое выражает передовые устремления своего века.