Валентин Распутин — яркий представитель «дере­венской прозы» — одного из главных направлений со­временной литературы. Действие в его произведени­ях почти всегда происходит в деревне, и главные ге­рои в большинстве случаев простые люди. Писатель исследует особенности национального характера, поднимает нравственные и философские проблемы, задумывается о роли личности в истории.
Удивительна героиня рассказа «Василий и Васили­са». Трудолюбивая и работящая, она не знает себе по­щады. «Просыпается рано», немного полежав в кро­вати, обдумывает план на день, в котором работа, ра­бота и еще раз работа. Поднявшись, Василиса «начинает бегать», она «делает тысячу дел» только за утро, и весь день героиня на ногах, «то одно, то дру­гое».
Необычны отношения Василисы с мужем. Он «под­нимается не рано: рано ему подниматься незачем», живет он не с Василисой в доме, а в амбаре, и когда за­ходит к ней в дом, то они не только не разговаривают, но и не смотрят друг на друга. Так же молча они пьют чай за одни столом.
Между тем Василий и Василиса прожили друг с другом долгие годы, вырастили детей. Причиной их размолвки стало пьянство Василия, которое довело до того, что у героини случился выкидыш. Простить своего мужа она не смогла, выгнала за порог и с тех пор ни говорила ему не слова, не замечала его, словно его и не было вовсе.
Горе объединяет людей. Когда внезапно нагрянула война, Василий пришел в дом к жене, и она не выгна­ла его, а при прощаньи первая подала руку. Ничего больше Василиса себе не позволила. Она проводила на войну двоих старших сыновей и дочь Анну. Автор не говорит громких слов о жизни Василисы в эти труд­ные годы, но об ее мужестве читатель читает между строк.
Один из ее сыновей не вернулся с войны. Василий пришел позже всех. Казалось, помириться бы им и жить снова вместе. Но нет, Василиса «один раз сде­ланная», жизненные решения она принимает раз и навсегда. Поразительна цельность характера это про­стой деревенской женщины. О таких, как она, еще Л. Н. Толстой писал: «Сильные люди всегда просты».
Снова поселился Василий в амбаре, снова они ста­ли жить как чужие. Единственное, что было между ними невидимой связующей нитью — это их дети, ко­торые живут как бы между матерью и отцом, одина­ково любят их обоих.
Василий — заядлый таежник, охотник, «без тайги он жить не может», возвращаясь после долгого отсут­ствия, он своей добычей наделяет всех детей, не забы­вая, что у него есть семья.
Примечателен в рассказе эпизод сенокоса. Здесь, несмотря на разногласия, вся семья в сборе. Сенокос для села — дело святое....

Василий и Василиса и вместе, и врозь одновременно. Они молчат, друг друга вроде не замечают. Но когда героиня от жары вдруг почув­ствовала себя неважно, Василий переживает за нее, объявляет всем перекур.
Долго Василий не выдерживает своего одиночест­ва. Устав от бирючьей жизни, он приводит в свой амбар молодую жену. «Хозяйка нужна — вот какое дело»,- объясняет он сыну Петру.
Внешне Василиса к ее появлению относится спо­койно, однако заглянувшей в гости старухе Авдотье она говорит о сопернице: «Пускай только зайдет — я ей глаза выцарапаю». Неожиданно встретившись с Александрой во дворе, Василиса бросается на нее с гневными ругательствами. Видно, не все еще в ее сердце умерло по отношению к Василию.
Дети Василия и Василисы быстро сближаются с но­вой женой отца. Героиня досадует на них. «Матерью-то еще не зовешь ее?» — с укором говорит она дочке Насте.
Ко всему привыкает человек. Привыкла и Васили­са к присутствию Александры. Она больше не руга­лась с ней, но «стала молчаливой, задумчивой». Вид­но, все же нелегко ей далось это примирение. Все ге­роиня переживает в себе. Ее внутренних терзаний автор не описывает. Но они все же проглядывают в от­дельных ее словах и поступках. Так однажды Васили­са собралась даже переехать на житье в город к сыну, но потом передумала.
Ярким эпизодом, подчеркивающим всю прелесть образа героини, является ее разговор с Александрой у Насти, когда в доме дочери Василиса застает плачу­щую Александру. Сначала Василиса удивляется, а по­том, как ни странно, начинает успокаивать соперни­цу. «Слезами горе не зальешь»,- говорит она ей. Даже Александра удивилась происходящему, она смотрела на Василису с испугом, не ожидая, навер­ное, что в следующую минуту героиня позовет ее к себе успокоиться чаем. «Я на тебя зла не имею, и ты на меня не имей»,- говорит ей героиня. Автор подчер­кивает удивительную глубину, мудрость, доброту и простоту русской: души. Когда Александра собирает­ся уйти от Василия, Василиса от всего сердца благословляет ее. «Я за тебя молиться буду»,- говорит она.
Потрясающе трогательна финальная сцена расска­за, разговор Василисы с собравшимся помирать Васи­лием. Герой фактически признает свою вину перед Василисой, ему «стыдно перед смертью». Василиса успокаивает его, плачет. Это примирение делает Ва­силия счастливым, и необыкновенно легко становит­ся на его душе.
Автор повествует об этой истории с удивительно спокойной, ровной интонацией. Мастерски изобра­жая жизнь простой семьи из самой обычной русской деревни, он ставит перед читателем многие жизненно важные вопросы, обращает его внимание к человече­ской личности. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека.»,- весьма уместны в разговоре об этом рассказе Распутина слова В. Г. Белинского.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Сюжет герои проблематика В. Распутина «Василий и Василиса»