Роман «Евгений Онегин» и вопросы национальной жизни
Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XX в. В «Евгении Онегине» показаны и столица, и провинции и деревня, и город. Описание петербургского утра намечает содержание бытовых, так называемых «физиологических очерков» 40-х годов:
— Встает купец, идет разносчик,
— На биржу тянется извозчик,
— С кувшином охтенка спешит,
— Под ней снег утренний хрустит.
Точными деталями Пушкин напоминает
Своей начитанностью и культурой Онегин отличается от большинства дворянского
Онегину присущи и скептицизм, и разочарованность; в нем заметны черты «лишнего человека» и даже обломов. В образе своего героя Пушкин воплотил многие из тех черт, которые проявятся потом в персонажах романов Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. И все же в люб-пи Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это еще не совсем охладевший человек, что в нем еще кипят силы жизни.
Пушкин хотел сблизить с декабристами и Онегина время путешествия по России Онегин знакомится с родиной, в нем пробуждается чувство патриотизма. Путешествующий по России Онегин настраивается в лад мыслям и Чувствам русских вольнодумцев 20-х годов, в его размышлениях возникают близкие декабристам исторические образы старинных вольных городов Новгорода и Пскова. События романа оканчиваются по времени весной 1825 г. Если бы Пушкин продолжал роман, он показал бы сближение Онегина с декабристским движением за несколько месяцев до восстания 14 декабря. Поэт говорил одному из своих знакомых, что «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в ряды декабристов». Онегин, конечно, не декабрист, но оба эти варианта сближали судьбу героя Пушкинского романа с трагической судьбой многих лучших людей из дворянской молодежи его времени. Рассказывая в десятой главе о политических событиях 1812-1820 гг. и о движении декабристов, давая тем самым обширную историческую раму для содержания «Евгения Онегина», Пушкин, видимо, склонялся ко второму варианту.
И Онегин и Ленский — люди различных характеров и настроений оказываются связанными с передовым движением их времени. Романтическая восторженность Ленского, его свободолюбие, вера в людей, в добро, романтическая мечтательность, возвышенность чувств, влечение к славе, любовь к прекрасному были присущи многим декабристам младшего поколения — А. Одоевскому, Е. Оболенскому, младшему Бестужеву и другим.
— Негодованье, сожаленье,
— Ко благу чистая любовь
— И славы сладкое мученье
— В нем рано волновали кровь.
— Он с лирой странствовал на свете!
— Под небом Шиллера и Гете,
— Их поэтическим огнем
— Душа воспламенилась в нем;
— И муз возвышенных искусства,
— Счастливец, он не постыдил:
— Он в песнях гордо сохранил
— Всегда возвышенные чувства,
— Порывы девственной мечты
— И прелесть важной простоты.
Вместе с тем в образе Ленского Пушкин передает такую черту, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни. Пушкин считал возможным и другой конец для Ленского — судьбу помещика-обывателя, превращение поэта человека типа гоголевского Манилова, который, счастливый, говорил бы своей Ольге: «Душенька, открой ротик, тебе положу конфетку». Белинский именно подобный конец и предрекал Ленскому. Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту были дороги в Ленском «и жажда знаний труда, и страх порока и стыда», благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств, присущая, например, лицейскому другу Пушкина — поэту-декабристу Кюхельбекеру, с которым в юные годы они вели бесед «о Шиллере, о славе, о любви». Мицкевич даже находил и Ленском самого «Пушкина в одну из эпох жизни его».
Но у Пушкина чувствуется и критическое отношение к Онегину и Ленскому. В его изображении Онегин близок к тем героям западноевропейского реалистического романа, которые воплощали собой образ «современного человека» с его «озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Бедой обоих героев романа является оторванность от народной почвы.