Сказочные сюжеты поэм Пушкина

Сказочный сюжет лежит в основе давно задуманной Пушкиным и незаконченной его драмы в стихах “Русалка” (1832, опубликовано. 1837). Замечательно разработан в ней автором характер героини. Поначалу это обыкновенная беззаветно полюбившая крестьянская девушка. Но она оказывается способной и к безграничной ненависти. “Отчаянная и презренная девчонка”, как она сама себя называет, под влиянием постигшего ее тяжелого удара превращается в суровую и беспощадную мстительницу за свое поруганное чувство, за разбитые жизни: свою, своего отца, своего ребенка. В ряду наиболее героических женских образов пушкинского творчества (Мария из “Полтавы”, Полина из “Рославлева”) образ дочери мельника из “Русалки” является не только самым демократичным по общественному положению, но и самым народным по существу своего характера. В то же время при исключительной естественности и простоте в разработке характеров, ведении диалога, развитии драматического действия, народной простоте языка поэт сумел коснуться здесь, как и в “маленьких трагедиях”, таких глубин человеческой психики, что его пьеса-сказка приобрела подлинно трагическое звучание.
“Русалка” в особенности обнаруживает необыкновенную зрелость таланта Пушкина,- справедливо восторгается Белинский: великий талант только в эпоху полного своего развития может в фантастической сказке высказать столько общечеловеческого, действительного, реального, что, читая ее, думаешь читать совсем не сказку, а высокую трагедию.” (VII, 569). Причем это общечеловеческое содержание высказано автором “Русалки” в глубоко национальной, подлинно народной форме.
Новые начала, возникающие в пушкинском творчестве 30-х годов, ярко проявляются и в поэмах. Кроме “Домика в Коломне” Пушкин написал в последние годы своей литературной деятельности три поэмы: незаконченную поэму “Тазит”, “Анджело” и “Медный всадник”. При этом во всех трех поэмах Пушкина занимает не проблема вольнолюбивой личности, героя-индивидуалиста, а вопросы широкого государственно-политического, культурно-исторического и этико-философского порядка. Наглядно сказывается это, если мы сопоставим с написанной ранее под влиянием первых кавказских впечатлений поэмой “Кавказский пленник” поэму “Тазит” (1829, опубликовано. 1837), подсказанную непосредственными впечатлениями от нового путешествия Пушкина через весь Кавказ в 1829 г. В “Тазите” не только нет героя, наделенного автобиографическими чертами, но это вообще: кавказская поэма в полном смысле слова, уходящая всеми своими корнями в быт и нравы горских народов. В ней также действует исключительная личность, Тазит, однако он не является откуда-то извне; он горец, но только испытавший воздействие иной этики и культуры, противостоящей этике и культуре горцев. Проблема столкновения двух культур и составляет тему поэмы о Тазите.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Научно исследовательские методы педагогики.
Сейчас вы читаете: Сказочные сюжеты поэм Пушкина