Прежде чем начать писать, я задаю себетри вопроса: что хочу написать, как написатьи для чего написать. А. М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий — ную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью пол — ностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились
на его творчестве. В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М.Горького. Ранние его произведения — романти — ческие песни и легенды — составляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Это — подлинное искусство — возвышенный слог и сказочная метафоричность «Песен» о Соколе И Буревестни — ке. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как, например, «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», «Рожденный ползать — летать не может!»
и другие. Легенды о Ларре и о Дан — ко, взятые отдельно, являются замечательными образцами роман — тической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном произведении — «Старуха Изергиль», героиня которого тоже, ка — жется, взята из легенды. Роман «Мать» долгое время считался центральной книгой писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно. Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направлен — ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький — выдающийся писатель. Страницы, посвященные пере — живаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатле — ние. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о нена — висти революционеров к правительству, удивляешься мягкости об — ращения с ними. В «тесной» тюрьме сидят в камерах всего по трое — четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные карти — ны сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших лагерях. И как подумаешь, что к этому привели страну такие, как Павел Власов. Но самое главное, что делает роман «Мать» неприемлемым для нас ( как и поэмы Маяковского, и «Поднятую целину» ),-это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бо — роться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский Сатин (пьеса «На дне» ) или Челкаш (рассказ «Челкаш»), было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых («Дело Арта — моновых», «Фома Гордеев»). А именно это и случилось. После романа «Мать» писатель создал еще немало выдающихся произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудни — чество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю, как же Горький отвечал на свои три вопроса ( смотри его выска — зывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Бело — моро — Балтийском канале? Мне всегда интересно знакомится с книгами Алексея Макси — мовича. Неправы те, кто гов