Образы “обыкновенных” людей в творчестве Пушкина

В повести “Кирджали” предметом изображения стали реальные события недавнего времени, подлинные их участники. Национально-освободительная борьба народа привлекала Пушкина как факт действительного и массового нарушения сложившихся условий жизни, как проявление сознательного стремления людей вернуть силой отнятую у них поработителями свободу. Пушкина интересуют именно обыкновенные люди. Как рождается эта спасительная духовная сила, превращающая раба и покорную жертву в прекрасного человека, исполненного величия и высокой духовности? Потому героем и в данном случае становится рядовой участник движения, человек из народа – Кирджали.
Кем был Кирджали до восстания? “Родом булгар”, он “своими разбоями наводил ужас на всю Молдавию”. Кирджали – разбойник, реальный, лишенный романтического ореола разбойник, грабивший булгарские селения. Когда Ипсиланти “обнародовал возмущение”, Кирджали со своими товарищами пришел в его отряд. Но не высокие цели освобождения родины одушевляли их в это время: “Настоящая цель этерии была им худо известна, но война представляла случай обогатиться на счет турков, а может быть, и молдаван,- и это казалось им очевидно”.
Таково начало повести. А дальше в фокусе вновь оказывается решительное в судьбе героя событие – его участие в героическом сражении с турками. Высокая цель пробудила высокие чувства и у Кирджали. Это, как справедливо заметил Г. А. Гуковский, “позволяет Пушкину обрести тему героизма. Его разбойник, спускаясь с котурн эффектного сюжета и романтической аффектации, поднимается в то же время до уровня эпического героя – не в разборе, а в народном подвиге. Высокое найдено не в аморализме индивидуального одиночества, а в демократической стихии коллектива”.
Повесть “Кирджали” стала подлинной прелюдией к роману “Капитанская дочка”. В героической по характеру борьбе горстки повстанцев с превосходящими силами врагов п рождался новый Кирджали герой, происходило его нравственное преображение. С наибольшей силой и яркостью пушкинский реализм раскрылся в “Капитанской дочке”, в изображении народной битвы за свои права, в создании гениального характера Пугачева, в обнаружении огромных нравственных резервов человека, ставшего участником великих исторических событий.
Но двойное отношение к среде – и даже бунт против нее – еще не являлось залогом величия человека. Все дело в целях этого бунта, в общественной позиции человека, в ответственности личности перед людьми и перед собой. Прояснению этой проблемы уже способствовал и романтизм. Ведь романтический герой бросал вызов не только среде, по всему человечеству, он вступал в ожесточенную войну с ненавистным обществом, одиноко и гордо противостоя миру зла, преступлений, власти денег. Но это противостояние оборачивалось не величием, а умалением личности. Пушкин это отлично понял уже в 1820-е годы, когда пристально всматривался в жизнь Наполеона и в судьбу героев. В 1824 году в поэме “Цыганы” он раскрыл причину безысходности такого бунта – эгоистическую




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Characteristics of verb.
Сейчас вы читаете: Образы “обыкновенных” людей в творчестве Пушкина