Повествовательная часть романа «Евгений Онегин»

Когда Пушкин задумал писать роман «Евгении Онегин», у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20х годах ни в России, ни на Западе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех — и в России, и на Западе — дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения. Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина

создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.
Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.
В романе, как мы уже раньше указывали, дается широчайшая картина жизни России того времени, ее разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа развертывается и в столичных
центрах — Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.
Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обшнрнзя по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические вставки (их около 50).
Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно» было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.
Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. II Пушкин делит роман на главы (а в черновике — еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждом новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мусли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрестные рифмы, второе — смежные, третье — опоясывающие, или обхватпые, заключительное двустишие — смежные.
Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новом темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают ее. Онегинская строфа отличается необыкновенном гибкостью, живостью и легкостью. Речь поэта льется плавно, непринужденно.
Пушкин написал роман четырехстопным ямбом, придавшему различные интонации в зависимости от сод

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Повествовательная часть романа «Евгений Онегин»