Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.
Действительно, прочтя лишь первые 20 глав «Евгения Онегина» мы уже знаем необычайно много из

жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта («за лес и сало» и пеньку ввозили предметы роскоши: «Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза. Духи в граненом хрустале» и многое другое «для забав, для неги модной»).
Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается «ЕО» как роман — энциклопедия.
Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят 1819- 1825 гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.
На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?
Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга — саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:
— Он по-французски совершенно
— Мог изъясняться и писал;
— Легко мазурку танцевал
— И кланялся непринужденно;
— Чего ж вам больше? Свет решил,
— Что он умен и очень мил.
Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться «непринужденно». Или такая деталь, как разговор светских дам:
— . Но вообще их разговор
— Несносный, хоть невинный вздор;
— К тому ж они так непорочны,
— Так величавы, так умны,
— Так благочестия полны,
— Так осмотрительны, точны,
— Так неприступны для мужчин,
— Что вид их уж рождает сплин.
Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание «довольно скучен высший тон».
Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из «Мертвых душ» (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):
— С сво

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»