Автор в системе художественных образов

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным бо­лее семи лет. Он начал его весной 1823 года в южной ссылке в Кишиневе и Одессе и окончил Болдинской осе­нью 1830 года.
4 ноября 1823 года Пушкин, делясь своими плана­ми, писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а ро­ман в стихах — дьявольская разница».
Действительно, между прозаическим романом и ро­маном в стихах большое отличие. И эту тему затронул в своих статьях о «Евгении Онегине» Белинский: «И та­кая смелость была бы менее удивительною, если бы ро­ман был задуман в прозе; но

писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе, — такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным сви­детельством гениальности поэта».На фоне любовных отношений между Онегиным и Татьяной Пушкин сумел представить очень полнокров­но жизнь русского общества. В романе отражены глу­хая помещичья провинция, крепостная деревня, бар­ская Москва, высший петербургский свет, российские губернские города и т. д.
Пушкин сумел затронуть, охватить, показать в сво­ем романе очень многое из того, что характеризует рос­сийскую действительность
начала XIX века. В романе изображено типичное обучение и воспитание детей бо­гатых родителей, их занятия в свете, нравы и обычаи, закон и этикет, по которым существует высший свет. Пушкин представляет обычную обстановку кабинета молодого человека своего времени, театральные поста­новки, исполнителей главных ролей с собственными замечаниями и оценками, рестораны с установленными на столах изысканными блюдами и т. д.
Большое место в романе находит и отражение жизни простого народа, хотя, казалось бы, произведение не име­ет прямой целью изображение данного сословия. Мы видим здесь лакеев и ямщиков, ждущих у театра своих господ и ругающих их; встречаемся с извозчиком, ко­торый с утра тянется на биржу; с охтенкой, спешащей на рынок; с мальчишками, которые «коньками звучно режут лед»; с девушками-крестьянками, собирающими ягоды и распевающими народные песни. Наиболее круп­ным планом представлена няня Татьяны, старая Фили — пьевна. Переданы ее портрет, одежда, склад речи. Из ее слов мы узнаем о народном взгляде на любовь, на взаи­моотношения в семье.
Важное значение имеет описание мелкопоместного дворянства, их скучные портреты, благоразумные раз­говоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родине.» Описаны балы как в провинции, так и в высшем свете. Северная природа представлена нам во все времена года.
И это все — помимо основного конфликта, помимо его основной сюжетной линии. Становится ясно, что Белинский имел все права назвать роман Пушкина «эн­циклопедией русской жизни».
Уже в первой главе романа, когда мы знакомимся с детством и юностью Онегина, с его привычками и раз­влечениями, мы встречаемся еще с одним героем, и этот герой — сам автор. Литературовед Гуковский пи­сал о том, что, кроме Евгения и Татьяны, третьим «цен­тральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим его текст», является образ автора. Мы узнаем, что думает Пушкин об Онегине, как смотрит на принятые в свете отношения к родственникам, его оценки морально-этических нравов, царящих в выс­шем свете и в среде поместного дворянства, какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем сме­ется, что любит. Несколько строк, сказанных Пушки­ным о себе, позволяют нам узнать о поэте многое: что жил он в Петербурге, но вынужден был покинуть его, что им написана поэма «Руслан и Людмила», что ав­тор и герой — люди

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Автор в системе художественных образов