Трагизм философских и художественных исканий Пушкина

Вопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко при попытках решения этого вопроса становились на путь поисков прямых соответствий, но таковых по целому ряду причин могло и не оказаться. Странно было бы отрицать исключительное воздействие, оказанное бессмертной комедией Грибоедова на последующее развитие русской драматургии, однако прямых соответствий мы не найдем и здесь. Пушкинский “роман в стихах” почти не нашел

продолжения как жанр стихотворного романа, но оказал исключительное влияние на развитие всего последующего русского прозаического романа.
Сложности и трудности, возникавшие на путях освоения русской исторической драматургией XX века принципов, положенных Пушкиным в основу “Бориса Годунова”, были всецело обусловлены социально-историческими условиями дореволюционной России. Речь идет не о формальных особенностях пушкинской драматургии, а о тех ее коренных основах, которые позволяли Пушкину говорить о своей трагедии, как о трагедии народной. Следует отчетливо уяснить, что народность пушкинской трагедии
вовсе не в том, что в ной присутствует народ и что она написана народным языком. Народность пушкинской трагедии в том, что в ней – впервые не только в русской, но и в мировой драматургии – народ является центральной и решающей Силой исторического процесса. Коренные особенности исторической драматургии Пушкина – не формального, а мировоззренческого порядка. И совсем не по формальным признакам, не потому, что в “Борисе Годунове” вместо пяти привычных действий – двадцать три коротенькие сценки, пушкинская историческая трагедия не имеет явного соответствия в русской исторической драматургии XX века, а потому, что, развивая принципы драматургической системы пушкинской исторической трагедии, неизбежно нужно было прийти к постановке и разрешению таких социально-политических проблем, какие ни в какой мере не могли быть реализованы на театральной сцене XX века. Не следует забывать, что речь идет об исторической драматургии, то есть о драматургии, политически осмысливающей важнейшие события жизни народа и государства.
Напомним, что гениальная народная опера Глинки “Иван Сусанин” ставилась вплоть до 1917 года как “Жизнь за царя”. В то же время, пушкинский “Борис Годунов” оказывал огромное и положительное воздействие могучим и демократическим историзмом, который заложен в самой основе его. Сферы и размеры этого воздействия всецело определялись демократизмом воспринимающей среды. И далеко не случайно, что пушкинский историзм оказался глубоко созвучен демократическому искусству Мусоргского. Прямым и непосредственным соответствием пушкинской народной драме явилась вызванная ею народная музыкальная драма Мусоргского, названная так самим композитором. О демократической основе своего “Бориса Годунова” Мусоргский писал: “Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере”.
Язык исторической драмы, созданный Пушкиным в “Борисе Годунове”, оказал сильнейшее и благотворное воздействие на языковую сторону всей исторической драматургии XX – начала XX века и даже, по наблюдению академика А. С. Орлова, на позднейшие стихотворные переводы драматических произведений Шекспира Ч
“Маленькие трагедии” и


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Господа головлева сочинение.
Сейчас вы читаете: Трагизм философских и художественных исканий Пушкина