Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”

Мастерство А. С. Пушкина неисчерпаемо. Тонкий лирик в поэзии, “любознательный”
Рассказчик в “Повестях Белкина”, беспристрастный историк в “Истории Пугачева”.
Но мало кто задавался вопросом, какую роль может сыграть одна-единственная
Деталь в раскрытии образа героя. Обратимся к такой детали-образу, как луна, в
Романе Пушкина “Евгений Онегин”. Может быть, этот образ поможет нам глубже
Понять главную героиню, Татьяну Ларину. Символика луны в мировой мифологии не
Так уж и многозначна: луна – знак богини Дианы, богини плодородия и
Деторождения, всего живого. Впоследствии ее стали отождествлять с богиней
Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость.
Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:
Впервые именем таким
Страницы нежного романа
Мы своевольно освятим.
“Святое” имя Татьяны, с которым “неразлучно воспоминание старины”, как раз и
Ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю
Серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете
Татьяну, “въявь богиню зрит” (из “Послесловия” к роману).
Образ луны сопровождает героиню на протяжении всего романа. Вот Ленский знакомит
Онегина со своей невестой Ольгой, и он сразу обращает внимание на ту, “которая
Грустна и молчалива,

как Светлана”. Удивляется своему новоявленному другу, что
Тот выбрал “другую”: “В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой
Мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом
Небосклоне”. Здесь “глупая луна” – антитеза луне, льющей живительный свет на
Мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне. лениво почивает”. Так и
Татьяна в “праздной тишине” деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение
Сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и
Онегину: “И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну. Вдруг мысль в
Уме ее родилась.”, “она сказала: это он”. Романтическая душа Татьяны живет в
Созданном ею мире грез, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями,
Приметами, “предсказаниями луны”, ибо Татьяна – “русская душою”. Заметим, у
Славян луна покровительствует еще всему домашнему миру, а, как известно, фамилия
Татьяны – Ларина – связана с древними божествами ларами – покровителями
Домашнего очага, природы.
Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину: “И между
Тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы”. Пушкинская
Героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой связан с
Романтическими мыслями, когда влюбленная девушка перестает замечать реальную
Обстановку, оставаясь вдвоем с “томным светом” вдохновительницы-луны. Это же
Состояние будет сопровождать ее и после встречи с Онегиным в Петербурге:
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь.
Как видим, Татьяна не меняется внутренне: изменился ее статус, она стала
Замужней женщиной, важной особой. Но “русская душа” ее осталась такой же
Высокой, чистой; даже “Клеопатра Невы”, “блистательная Нина Воронская”, не могла
Затмить ее. Серебристым светом луны отливает внутренний мир Татьяны, он
Настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе поначалу и
Онегину, так же, как недоступна взгляду обратная сторона луны.
Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает ее в пророческом
Сне (“Сияет луч светил ночных”); “при свете серебристом” спешит она в дом
Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удается (“Уж не пародия ли он?”); не
Оставляет она ее и в Москве. Но здесь вместо “отуманенной, печальной, бледной
Луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звезд:
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Продвигаясь по жизненному пути Татьяны, мы можем отметить, что она так и
Осталась на уровне неба, совершая свой путь от “томной луны” “на бледном
Небосклоне” до ослепительно яркой “луны в воздушной синеве”.
И Онегин “въявь богиню зрит”. Луна-богиня Татьяна – воплощение идеала женщины,
Покровительницы домашнего очага, верности, добра, света – всего того, что
Составляет идеал поэта.
Мастерство автора “Евгения Онегина” действительно неисчерпаемо. Нам удалось
Раскрыть только одну его грань в создании образа Татьяны, ставшей “лунной
Сонатой” Пушкина.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сочинение рассуждение кого можно назвать настоящим другом.
Сейчас вы читаете: Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”