Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

По теме роман
Бориса Пастернака «Доктор Живаго» достаточно традиционен. Он примыкает к прозе
М. Шолохова, А. Фадеева, И. Бабеля, М. Булгакова, Б. Пильняка. Но, примыкая по
Тематическому признаку, в то же время существенно отличается и от «Донских
Рассказов», и от «Разгрома», и от «Конармии». Чем же?
Во-первых, это произведение написано не по
«горячим следам». Между временем его создания (1950-е годы) и отраженными
Событиями: первая мировая война, революция, гражданская война- пролегла
Временная дистанция

более, чем в тридцать лет. «Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье»,-сказал Сергей Есенин. И действительно, история
Многое поставила на свое место, заставила задуматься над тем, что считалось
Само собой разумеющимся, то есть подготовила почву для философского осмысления
Прошлого. Философский взгляд на вещи и свойственен Пастернаку.
Во-вторых,
«Доктор Живаго» — роман, написанный поэтом, а не прозаиком. А это существенная
Разница. Поэт более чуток к деталям, оттенкам чувств и переживаний. Импульсы,
Идущие от внешнего мира, он привык пропускать не только через сознание,
но и
Через свое сердце, душу, свое «я». Отсюда особая эмоциональная окрашенность и
Автобиографичность повествования. Главный герой Юрий Андреевич Живаго, к тому
Же, и сам поэт, и стихи, написанные им, не просто приложены к основному тексту
Романа. Они «просвечивают» этот текст изнутри, переводят прозаическое
Повествование на язык лирических образов.
В романе Юрий
Живаго — один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот революции и войны.
Он часто бессилен противостоять напору событий и подчиняется общему вихревому
Движению. Не случайно у Пастернака, как и у А. Блока в поэме «Двенадцать»,
Основным образом-символом революционной стихии является метель. Юрий Андреевич
Часто участвует в событиях не по своей воле, а лишь как песчинка, подхваченная
Метельным порывом, не принадлежащая самой себе.
В стихотворениях
Же, написанных от лица героя, напротив, поднимается тема одиночества и личной
Ответственности за все то» чему он был свидетелем:.
Гул затих.
Я вышел на
Подмостки.
Прислонясь к
Дверному косяку,
Я ловлю в
Далеком отголоске —
Что случится на
Моем веку.
На меня
Наставлен сумрак ночи
Тысячью
Биноклей на оси.
Если только
Можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо
Пронеси. .
Не случайно
Живаго вольно цитирует из Евангелия слова Христа, Сына Человеческого,
Предчувствующего муки и смерть. Подобными предчувствиями была наполнена жизнь и
Самого персонажа, русского интеллигента, испившего до дна горькую чашу
Страданий, выпавших на долю народа.
По профессии
Врач, то есть человек, для которого не существует своих и чужих, Юрий Андреевич
Живаго хорошо понимает трагичность братоубийственной войны. Он воспринимает
Происходящее как «кровавую колошматину и человекоубоину, которой не
Предвиделось конца». Герой Пастернака не может стать над битвой, но он видит,
Что правды мало как на стороне белых, так и красных. Их изуверства соперничали
По жестокости, «попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их
Перемножали». Кровь тех и других вызывала приступы тошноты, «она подступала к
Горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».
Правоту позиции
Доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступность братоубийственной
Бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение. Так, уодновременно
Убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красного партизана находят один
И тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен был уберечь их от гибели,
Но, как видим, не уберег.
Борис Пастернак
Подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» но
Общечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги,
А соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы это
Хорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказать
О гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».
Но прямо — не
Значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся,
Сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драму
Героя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляется
Для него с образом России. Этой любви не суждено было победить душевное
Смятение. Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческие
Судьбы-обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советской
Республики близких Юрия Андреевича — его первую жену с детьми. Не надеясь на
Встречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечного
Приступа, рухнув на камни мостовой. А сама героиня, пережив самоубийство мужа и
Смерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном из
Неисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена Живаго.
А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в которой
Друзья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не подозревает.
Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?
И все-таки
Повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценой гибели
Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о
«неученой» бельевщице Татьяне. Он заканчивается описанием тех светлых чувств,
Которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-много
Лет после смерти героя. Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленное
Спокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущение
Неслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».
Подобный финал
— не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок к
Повествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющий
Угадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.
Стихотворный
Цикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронести
Мимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресении
Спасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:.
Я в гроб сойду
И в третий день восстану, .
И, как
Сплавляют по реке плоты,.
Ко мне на суд,
Как баржи каравана, .
Столетья
Поплывут из темноты.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»