Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Борис Пастернак — один из самых выдающихся писателей и поэтов прошлого века. В середине двадцатого века он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Произведение «Доктор Живаго», наверняка можно назвать венцом творчества Пастернака. Этому роману Борис Леонидович отдал лучшие годы своей творческой деятельности, и не напрасно. Это произведение, равного по силе которому нет. Это произведение — выдающаяся,

гениальная, незабываемая, незаменимая частица русской и всемирной литературы. Действительно, по гениальности, талантливости содержания с этим произведением мало какие другие могут встать рядом по уровню высоты.
Для начала, скажем, что произведение многостороннее. В нем раскрыто большое количество конфликтов того времени: личность и мораль, человеческие взаимоотношения, власть и народ, вечное и временное, личность и война, и так далее. Я заострю наше внимание на конфликте интеллигенции и революции. Так же можно упомянуть, что этот роман поражает своим художественным стилем, и в то же время его нельзя назвать в полной
мере романом. Нашим глазам открывается своеобразная автобиография, в которой, удивительным образом нет прямых факторов, которые были бы взяты из жизни автора. Борис Леонидович пишет о своей жизни описывая происходящее как жизнь чужого ему человека. Он придумывает историю, в которой наиболее близко и точно он смог бы передать читателю свои мысли и идеи.
Как я уже упоминала, я хочу заострить наше внимание на конфликте интеллигенции и революции, потому что по моему мнению, в ней особенно ярко и точно описывает автор многие моменты романа. В произведении — самая могущественная сила — течение революции. Живаго — главный герой произведения никоим образом не вмешивается во все происходящее и не влияет на ход событий. В этом откровенном и смелом писании революции есть что-то близкое к народу, знакомое с давних лет, нечто от безусловной венценосности Пушкина, от прямой правдивости фактов Толстого. Самое важное — это гениальность! Если кому-нибудь поставить задачу сотворения нового мира, открыть новое летоисчисление, то в первую очередь этому человеку понадобилось бы расчистить место для этого. Он бы ждал окончания старых лет и эпох для того чтобы после них начать свое летоисчисление. Ему понадобится чистый лист, новый абзац.
События революции — это открытая данность, и она не подвергается обычной оценке ситуации, с позиции минутной оценки происходящего. Этих события нельзя избежать, в ход ее событий невозможно вмешаться и влиять на них. Точнее вмешаться конечно можно, но изменить кардинально события нельзя. Их стихийность, неизбежность отнимает у любого попавшего этот вихрь человека свободу и способность что либо сделать. В такой ситуации абсолютно слабовольный человек, но обладающий при этом опытом жизни и мудростью — лучший герой произведения. Он чувствует, принимает участие в событиях революции, понимает, но делает все это только как пылинка попавшая в порыв ветра, в ураган, водоворот. Можно отметить, что так же как и у Блока в произведении «Двенадцать» метель олицетворяет стихийность революционных действий. И не просто ветер, а именно метель, вьюга, с кусочками льдинок, сумасшедшим вихрем снежинок и убивающее ледяным холодом. Нейтралитет доктора Живаго во время военных действий диктуется его призванием: он полевой врач, то есть личность по всем параметрам нейтральная во всех странах и при любых обстоятельствах, по всему миру.
Антипод Живаго — черствый Антипов — Стрельников, который выступает в революции на стороне красных. Стрельников призван к активным действиям, к порывам и вмешательствам в военные действия. Он беспощадно подавляет любые восстания против революции. Но и он в том числе в принципе никоим образом не может повлиять и изменить ход событий. С этой позиции Стрельников беспомощен, так же как и Живаго в свою очередь. С этой точки зрения они не только антиподы но и сопоставлены друг другу и стоят на удном уровне значимости. Чем является Россия для доктора Живаго, который окончательно запутался и потерялся в событиях революции и очутился между двух течений, так же как он колебался между двумя любимыми Ларой и Тоней. Обеих женщин он любил своеобразной любовью. Родина, для него в первую очередь, это чудо природы. Она тоже состоит из противоположностей и противоположностей. Юрий очень любит свою отчизну и это чувство вызывает у него море страданий.
Вникает ли Пастернак в смысл всего происходящего в произведении, свидетелем чего он является? Что оно означает? К чему ведет? Конечно да. И в это же время он принимает события революции как что-то независящее от интересов человека, как стихийность природы. Он ее видит, слышит, понимает, но у него нет желания ее осознать, она является для него данностью как и природное начало. Ведь ни один человек ни разу в жизни не стремился и не пытался этически дать оценку явлениям природы: дождю, шквалу, засухе. Никогда люди не пытались использовать в своих интересах эти явления, своими силами избавиться от них или наоборот призвать их. По любому мы никоим образом не сможем вмешаться в эти явления. Есть эпизод, где Пастернак объясняет нам при помощи Лары свое неприятие прямых объяснений: «Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен». Автор четко придерживается этой мысли, и на протяжении всего романа он ничего не объясняет, а лишь показывает, объяснения происходящего в словах Живаго, это лишь «специи». По сути Пастернак понимает и принимает жизнь такую какой она ему дана.
Он видит историю, то что называют ходом истории не так как всеми это принято воспринимать и представлять. Для него она рисуется как подобие развития растительного мира. В мороз, в сугробе голые ветки лиственных лесов худые и немощные, как седые волоски у старика в бороде. Но приходит весна и в считанные дни лес обивает и набирает мощь. Он поднимается и растет ввысь к облакам, и вот уже в его листве можно играть в прятки и даже потеряться. Это волшебство получается за счет движения, по своим темпам превосходящее движения животных, так как животное растет медленнее чем растение, и его рост нельзя проследить. Лес не перемещается, мы не можем его покрыть, проследить перемену мест. Мы всегда видим его неподвижным. В таком же покое мы застаем вечно изменяющуюся жизнь общества — историю.
Историю никто не создает, она не материальна, ее нельзя потрогать или увидеть так же как нельзя увидеть как растет листва, все происходит без ведома и контроля человека, так считал Пастернак. Войны, восстания, перевороты, Наполеоны — это возбудители, катализаторы в истории. Революции и восстания творят люди ограниченные в своих интересах, своего рода фанатики. Они могут в считанные часы разрушить до основания то, что существовало столетиями. Перевороты длятся неделями, месяцами, а потом столетиями люди покланяются чьей-то ограниченности. Нашим глазам открывается философия сотворения истории, которая способствует осмыслению происходящего, а так же сотворению живой основе романа, произведения лирического гения, которое демонстрирует все происходящее через призму интеллекта. Без сомнений, «Доктор Живаго» — выдающийся, гениальный роман. Не зря, его признали всемирной литературной ценностью.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»