Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго»
Что такое страшное натворил этот человек в стране? По какой причине за ним «шум погони»? Оказалось, все дело в том, что он осмелился опубликовать за границей свой роман «Доктор Живаго», который был запрещен на родине. Власти отвечающие за литературу, опасались, чтобы он не подорвал устои Советского строя. Что же такого страшного в этом запретном романе? В нем описана судьба человека, затянутого в бурю событий, смутой, ураганом революции: «Мело, мело по всей земле Во все пределы.». Картины революции показаны в произведении во самых
Центральный герой произведения — Юрий Живаго, врач. Это лирический герой автора, который даже в прозе остается лиричным. Многие события в романе — автобиографичны, в основном те, что касаются поэтичного творчества, ведь герой романа Юрий тоже поэт. «Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака», — считает Д. С. Лихачев. И с этим не поспоришь. На страницах, не описывающих Живаго, перед нами рисуется
Жена Юрия Тоня очень любит мужа, все его существо, абсолютно все в нем, и положительное и отрицательное и недостатки и преимущества. Ей дороги и его пороки и то, что он облагородил в себе, она лучше всех на свете понимает суть его личности, человека предназначенного проходить сквозь события эпохи, не вмешиваясь и ничего не меняя в ней. Действия Октябрьской революции пропитывают Живаго как природа содержится во всем его существовании. Он чувствует все это, слышит и видит, но не осознает смысла, а точнее не хочет осознавать, он принимает все это как природную катастрофу, драму истории: «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно — грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией».
Чем является Россия для доктора Живаго, который окончательно запутался и потерялся в событиях революции и очутился между двух течений, так же как он колебался между двумя любимыми Ларой и Тоней. Обеих женщин он любил своеобразной любовью. Родина, для него в первую очередь, это чудо природы. Она тоже состоит из противоположностей и противоположностей. Юрий очень любит свою отчизну и это чувство вызывает у него море страданий. И у Пастернака и других авторов, например у Волошина, присутствовали библейские мотивы, революция по значимости для страны сравнивалась с распятием Христа.
В понимании этого процесса в области истории, из романа видно, что Пастернак был приверженцем мнения Толстого, о том что человеческая личность не играет роли в истории, во многом даже обреченно просто принимает ее события и последствия без сопротивления. Историю никто не создает, она не материальна, ее нельзя потрогать или увидеть так же как нельзя увидеть как растет листва, все происходит без ведома и контроля человека, так считал Пастернак. С этой позиции в романе сопоставлены образы Живаго и Антипова — Стрельникова. Их связь с Ларисой не случайность. Обратившись к классической литературе мы можем вспомнить, что очень часто женские образы олицетворяли собой целую страну, в данном случае Россию. Так же как Т. Ларина у Пушкина, Т. Бережкова у Гончарова, и так далее. Так же можно назвать и Лару олицетворением России. Соответственно в портивопоставление Живаго Стрельников — человек жестокий, жесткий, он воюет на стороне красных. Лариса замечает что от происходящих событий: «.живое человеческое лицо его стало олицетворением, принципом, изображением идеи». Он может безжалостно подавить любое восстание в революции, но он не в силах повлиять на ход событий. В итоге его жизнь и жизни Живаго приходят к единому завершению и они оба оказываются выброшенными из жизни.
Одним из первых вариантов названия произведения было «Свеча горела». Сквозь все передряги и события столетия светит нам эта свеча. Свет этой свечи заходил и заходит в души и сердца тех, кто всегда уважал и уважает творчество Пастернака. В тяжелые для него времена его друг Шаламов написал ему следующие строки:
— «.Вы — совесть нашей эпохи. Вы — честь времени. Вы в нем жили»