Сочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А. Н. Островского «Гроза»
Ни для кого не секрет, что драма великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является одной из вершин не только отечественной, но и
Мировой литературы, и пожалуй, одним из центральных произведений второй половины 19-го столетия. В «Грозе», благодаря авторской задумке, нашли свое место
Многие события и люди. Основной конфликт сюжета драмы строится вокруг «старого» (патриархальными принципами, сохранением старых укладов) и «нового»
(жаждой и получением свободы). Стоит отметить, что в литературе, особенно
Является наиболее острой, интересной и животрепещущей. К тому же, стоит отметить, что написание «Грозы» напрямую было связано с личной драмой,
Произошедшей с автором.
Действие сюжета драмы разворачивается в вымышленном уездном городе Калинове, на берегу матушки-реки Волги. По своей сути, данное место является
Собирательным образом волжских городов, сохранивших русский жизненный уклад.
Хочу отметить, что на мой взгляд, создание негативного, отрицательного героя — работа, которая требует больших сил и времени,
Создание образа положительного героя. К тому же, сыграть на сцене театра или кино роль отрицательную, опять, по моему мнению, куда сложнее, но, порой и
Интереснее, чем положительную. Александру Николаевичу Островскому удалось блестяще показать «Темное царство», в котором с особой сластью царит деспотизм,
Невежество, жадность, самодурство, ханжество, и в котором преследуются враждебные стороны по отношению к свободному проявлению личности. Главными
Представителями «Темного царства» являются Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) и Савел Прокофьич Дикой.
Что касается Кабанихи, то она является, несомненно, одной из центральных героинь пьесы. Она выступает в роли антагониста другой главной героини драмы —
Екатерины Кабановой. Кабанихе свойственна властность, жестокость по отношению к другим людям. Островский наделил героиню ролью хранительницы и
Защитницы старых, давно устоявшихся норм, принципов и порядков («должен исполнять, что мать говорит»). По ее мнению, новые веяния и преобразования несут
Только хаос и беспорядок. Молодое поколение обязано преклоняться перед старшим и ни в коем случае ему не должно перечить. («Тебя не станет бояться, меня и
Подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»). Кабаниха — ярый противник свобод ( «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»). Она не
Заботится о сути человеческих отношений, наплевательски относится к своему сыну Тихону, являющемуся неплохим парнем, но, все-таки одной из целей, к которой
Стремятся представители «темного царства» и его супруге Екатерине, об образе и поведении которой ведутся многочисленные рассуждения («точит, как ржа
Железо»).
Прощение, милосердие, сострадание — об этом может Кабаниха и слышала когда-нибудь, но на деле не хочет знать этого в никакой форме. На мой взгляд, при всей
Ее жесткости взглядов — она является слабым человеком, воплощением самых худших, низменных, мертвых идеалов патриархального общества. Чувство долга и
Прекрасного — чужды Кабанихе. Стоит отметить, что несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Екатерина росли и получили воспитание в купеческих семьях,
Формирование их характеров сложилось противоположно друг другу. Екатерина росла в семье — где любовь, уважение, взаимопонимание впитывалось уже с молоком
Матери. По образу Кабанихи, можно предположить обратное. Скорее всего, уже с самого детства она познала, что такое жестокость, несправедливость. Кабаниха —
Персонаж ограниченный, не способный, хотя бы на секунду найти положительное в своем «темном царстве». К большому сожалению, но именно по задумке автора,
Кабаниха стала одной из ниточек, толкнувших Екатерину, жену Тихона к самоубийству. К тому же, гибель Кабанихи, как антагониста Екатерины не вызывает в
Конце драмы никакого сочувствия. Да, Кабаниха — персонаж отрицательный. Но ее образ, лично я, не могу назвать абсолютно никчемным. Некоторые черты ее
Характера, достойны понимания — среди них, мне нравятся крепость характера, жесткость в словах, защита собственных интересов («Знаю я, знаю, что вам не по
Нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»).
Что касается еще одного представителя «Темного царства» Дикого Савела Прокофьича, то в драме он предстает в роли одного из самых уважаемых людей уездного
Города Калинова. Дикой — самодур. Во всей красе творит что захочет. Со всей полнотой ощущает свою безнаказанность. («Ты червяк. Захочу — помилую, захочу —
Раздавлю»). С легкостью нападает на людей, которые по статусу слабее его («Что я тебе — ровный что ли»). Единственное, пожалуй, кого опасается герой являются
Кабаниха и личный конторщик Кудряш, слывущий грубияном. Читая драму создается ощущение, что сам Дикой не очень рад собственному самодурству. Увы,
Поделать с ним ничего не может. Дикой, наряду с Кабанихой — представитель старых патриархальных идей, устоев, принципов, тиран и деспот, который не пощадил
Своего племянника Бориса, ставшего его «жертвой» и «ездовой лошадкой» («Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»).
Среди положительных черт героя, которые я подчеркнул для себя — мне импонирует отсутствие стеснения в его выражениях. Конечно, я ни в коем случае таким
Образом не оправдываю образ Дикого и не стремлюсь его защитить, но в каждом герое, особенно в отрицательном нужно искать хотя бы, что-то интересное,
Значимое, положительное. Лично я, нашел. Дикой — смешон. Его образ легко бы вписался в любую комедию, носящую социально-философский и бытовой оттенок.
Безусловно, у каждого из читателей драмы «Гроза» складывается свое индивидуальное мнение относительно героев «темного царства», но можно смело
Предположить, что во многих параметрах оно совпадает.