Обреченность «темного царства»

Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение известного драматурга. Она была
Написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной
Атмосфере действительности собиралась гроза.
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались
Наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью в
Неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов

ограничен рамками
Домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не
Признающих человеческого достоинства.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха.
Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми
Средствами сколотить капитал. Островский показал это из жизни.
Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она
Строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом «ест» домашних, разводит ханжество,
Одаряя нищих,
не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную
Защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит
Пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь
Разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не
Умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.
Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего». Под этой смиреной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество,
Неразлучное с религиозным ханжеством.
Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого
Над окружающими. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — самодуры
Русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.,
Выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя
Предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» —
Воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого
Достоинства.
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая.
Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской
Матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между «темным царством» и
Душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень здесь
Опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не
Стану, хоть ты меня режь!» — говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства
Обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной
Такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.
Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм
Положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость
«темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее
Свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на
Самоубийство.
Самоубийство героини — это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина,
Самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества не может больше мириться с гнетом
«самодурной силы», значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить
Народ к решительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед
Крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим
Образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной
Литературе.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Обреченность «темного царства»