Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)

Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса «Бесприданни­ца».
В центре пьесы — судьба ее героини, Ларисы Дмит­риевны Огудаловой. Лариса всем взяла: красотой, умом, благородными манерами. «Да-с, талантов у нее действительно много»,- говорит о героине Карандышев. Она может поддержать любой разговор, вставить в него умное слово. Лариса искренна. «Не глупа, а хитрости нет»,- замечают о ней. Кроме того, она му­зыкальна, в ее душе звучит цыганская

песня и рус­ский романс. Лариса прекрасно поет, виртуозно игра­ет на фортепиано и гитаре. Своим умением она трогает сердца окружающих ее дельцов. «Послушать да и умереть — вот оно что!»,- восторженно восклицает, послушав пение Ларисы, Вожеватов.
Натура Ларисы утонченна, психологически много­красочна. В переводе с греческого ее имя означает «чайка». Лариса мечтательна, она склонна не заме­чать в людях дурных сторон и воспринимает мир гла­зами героини романса. Это, возможно, и обуславлива­ет драматичность ее взаимоотношений с Сергеем Сергеичем Паратовым.
Фамилия Паратов этимологически связана со сло­вом
«поратый», то есть бойкий, сильный, дюжий. Та­ков герой и есть. Паратов — блестящий барин, судов­ладелец, мужчина в самом расцвете лет. «С шиком живет Паратов»,- говорит про него Кнуров. Его яв­ление в Бряхимове — настоящее событие. Когда Сер­гея Сергеича встречают или провожают, пушки па­лят. Въезжает он в городок на четырех иноходцах, а иноходцы у него, «как львы. все четыре на трензе­лях»^ «цыган. на козлах сидит, в парадном казаки­не, ремнем перетянут так, что, того гляди, переломит­ся».
Паратов для Ларисы Огудаловой — идеал мужчи­ны, «страстно любимый человек». Со своей стороны, и он видит в Ларисе ее многочисленные достоинства. Однако это не мешает ему безапелляционно заявить: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски». Лариса его избраннице не чета, по­тому что Огудалова — бесприданница.
Очередной приезд Паратова в Бряхимов снова рож­дает в душе Ларисы надежду на безоглядную, возвы­шенную любовь. Свои отношения с Паратовым и его характер Лариса воспринимает в духе романса. Для нее все это романтическая история. Будучи мечта­тельной, героиня склонна заблуждаться и ошибаться в людях, приписывать им достоинства, которых нет, и преувеличивать те, которые есть, при этом не заме­чая слабостей и недостатков. В ее глазах Паратов — овеянный тайной роковой обольститель, искушаю­щий ее.
Безусловно, Паратов не лишен положительных черт. Он сам о себе говорит: «Я еще не совсем опо­шлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торга­шества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько. минут. я брошу все рас­четы, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью». Такие слова кружат Ларисе голову. В минуту страсти Паратов действительно спо­собен на бескорыстные поступки. Так, например, он признается купцам, что чуть было не женился на Ла­рисе.
Лариса всецело очарована Паратовым. На слова Карандышева о том, что в Паратове сердца нет, она с горячностью возражает: «Нет, и сердце есть. Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все день­ги, которые были с ним». Да, Паратов способен на ши­рокие жесты. В глазах Ларисы он человек большой души и щедрого сердца. С восторгом рассказывает ге­роиня об одном из смелых и рискованных паратов-ских поступков. Такие поступки, по ее мнению, мо­жет совершать только настоящий герой, настоящий мужчина. Паратов чертовски обаятелен. Ослеплен­ная любовью, за всей этой мишурой Лариса не видит, что возвышенные порывы Паратова — рыцарство на час.
Сам Паратов говорит о себе: «У меня. ничего за­ветного нет; найду выгоду, так все продам, что угод­но». Так продает он свой пароход «Ласточка», так «продает» и Ларису, меняя ее на «золотые прииски». Ради своего легкомысленного, сиюминутного удо­вольствия он губит девушку. О ее дальнейшей судьбе он не задумывается. Главное для него — повеселее провести последние дни в Бряхимове.
Будь Лариса чуть внимательней, она бы многое по­няла о Паратове. Но героиня слышит только то, что хочет слышать, и не замечает того, что говорит само за себя. Ее не настораживают слова Паратова: «Усту­пить вас я могу, я должен по обстоятельствам», «Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более». Паратов открыто говорит Ларисе: «В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви при­ходится иногда и плакать». А Лариса слепо верит: Па­ратов ее по-прежнему любит, он вновь ею увлечен.
Сергей Сергеич откровенно ханжествует: «Я, Ла­риса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное». Когда же, обольстив Ларису, Паратов покидает ее, героиня упрекает его в коварст­ве и душевной черствости. На самом деле Паратов не лгал, просто Лариса не хотела, не умела его услы­шать. В отчаянии она хочет уйти из жизни, но не дела­ет этого. Ее не возмущает, не оскорбляет предложение Паратова стать богатой содержанкой. «Разврат. ох, нет. Просто решимости не имею,- рассуждает она. — Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить.»
Лариса демонстрирует свое безволие, обернувшее­ся для нее трагедией. Она погибает от выстрела Ка­рандышева, никем не оцененная по достоинству. «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать»,- признался ей Паратов, но едва ли он действительно осознавал это.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)