Характер действия в драме А. Островского “Гроза”


А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, “темным царством”.
Так что же это за такое “темное царство”?
Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве города.
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”
За высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы. “У кого деньги, сударь, тот старается бедного закаболить. А между собой – то, сударь, как живут!. Враждуют друг на друга.” Кто они? Грубияны, кляузники, завистники, угнетатели.
Добролюбов называет такой тип людей “самодурами русской жизни.” В роли “самодуров” в пьесе представлены Дикой и Кабаниха.
Смысл жизни Дикова заключается в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Городничему, которому мужики жаловались на то, что Дикой их обирает, он отвечает : “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год – то народу перебывает: вы – то поймите: не доплачу я им по какой – нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”
Главные черты Дикого – жадность и грубость. Имея тысячи, он чувствует


свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Он считает себя вправе ругать всех людей подряд.
Вся его жизнь основана на ругательствах. “Пуще всего из – за денег, ни одного расчета без брани не обходится.” Ни кто и пикнуть не смеет ему о жалованье, изругает на чем свет стоит. В доме все его боятся, стараются с утра его не рассердить, иначе целый день ко всем будет придираться. И беда, если его человек, которого обругать не смеет; тут же домашние держитесь. “Как с цепи сорвался”, – характеризует его Кудряш.
Показывая свою власть, Дикой говорит Кулижину: “Говорю, что ты разбойник, и конец! Что ты, судиться, что ли со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
Но ни всех ругает Дикой, не со всеми так говорит. Стоит наткнуться на сопротивление, так сразу меняется тон. Побаивается он своего конторщика Кудряша. “Он слово, а я десять; плюнет да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”, – говорит Кудряш. Не смеет ругать он и Кабаниху.
Оказывается, смирить Дикого не так уж и трудно, достаточно оказать ему хоть какое – нибудь сопротивление. Но беда в том, что сопротивление этого он почти не встречает.
Речь дикого характеризует его как крайне грубого, невежественного, необразованного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях. Когда Кулигин просит у него денег на солнечные часы, Дикой даже в толк не возьмет, о
Чем идет речь.
На цитаты из стихов Державина Дикой говорит Кулигину: “Ты у меня грубить не смей!”
Предел власти самодуров зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица “темного царства”
Кабаниха. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. “Ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем”, – так говорит о ней Кулигин. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями,
Укорами, попреками, жалобами: “Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести”.
Она не устает повторять, что заботиться не о себе, а о детях: “Ведь от любви родители и строги – то к вам бывают, от любви вас и бранят – то, все думают добру научить”.
Но от ее любви и заботы доходит до отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее постоянная тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. Кабаниха постоянно прикидывается обиженной, несчастной: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди,
Умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Свою главную заботу она видит в том, что бы пресекать всякую возможность непокорности. Кабаниха поедом ест домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. Она поддерживает
Суеверия и предрассудки, строго соблюдает старые обычаи и порядки: “Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене – то, как жить без тебя!”
Кабаниха – это властная, самолюбивая, своенравная женщина, привыкшая только к беспрекословному подчинению и к унижению других: “Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь!”
“В ночи, в ночи”, – приказывает он Тихону. Это не женщина, а бессердечный, жестокий палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие. Кабаниха понимает, что только страх может удержать людей в
Подчинении, продлить господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене его бояться, Кабаниха в ужасе восклицает: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно”.
Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: “Что, сынок! Куда воля – то ведет? Говорила я тебе, так ты и
Слушать не хотел. Вот и дождался!”
Воистину, по словам Добролюбова “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире”. Критик восклицал: “Самодурство, дикое, безумное, прогнало из него всякое сознание чести и права. нагло растоптано самодурами человеческое
Достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье”.
Велика еще власть Кабанихи и Дикого “Но – чудное дело!. самодуры начинают ощущать какое – то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами. Далеко она еще, но
Уже дает себя предчувствовать и посылает не хорошие видения темному произволу самодуров.”



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Phonetic expressive means and stylistic devices.
Сейчас вы читаете: Характер действия в драме А. Островского “Гроза”