Отражение времени на страницах произведений XIX века
Об Александре Николаевиче Островском И. А. Гончаров говорил: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.» О любой пьесе Островского можно говорить много, разбирая сюжет, характеры, художественные средства. Но хочется остановиться на двух замечательных драмах «Гроза» и «Бесприданница», являющихся этапными в творчестве писателя. Несмотря на то что эти произведения
За мнимой цивилизованностью Кнурова скрывается еще более беспощадная циничная хватка, чем у самодура Дикого. Кнуровы и Вожеватовы убеждены в своей власти надо всем на свете. Кнуров просто хочет купит любовь бесприданницы Ларисы. То же хочет сделать и Вожевг хов, но переуступает Ларису более богатому и удачливому Кн} рову. Раскрывая перед Ларисой их грязные замыслы по отш шению к ней, Карандышев говорит: «Они не смотрят на BE как на женщину. Как на человека — человек сам располагае своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса видит всю безысходность своего положения. «Я лю( ви искала и не нашла,- говорит она с горечью Карандышеву.-На меня смотрят как на забаву. Никогда и никто не постаралс заглянуть ко мне в душу, ни от кого не видела сочувствия, i слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно, не виновата, я искала любви — и не нашла. ее нет на свете нечего и искать». Карандышев убивает Ларису. Так снова повторяется ист рия Катерины: в «темном царстве» нет и не может быть месг истинной любви. Удивительные вещи происходят вокруг: времена проходя но мало что меняется в жизни людей. Сильные, удачливые, б гатые всегда правы. Поэтому пьесы Островского не теряют ев ей актуальности.