Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»
Драма Островского «Гроза» является самым значительным произведением драматурга. Она была| написана в 1860 г., в период общественного подъема. Основной темой этого произведения является тема купечества. В «Грозе» мы видим, в чем проблема этого сословия. Давно установленные порядки, устарели, и некоторые начинают им противиться, но такие люди, как Кабанова, Дикой, не хотят ничего менять. Общество подобных людей Н. Добролюбов в своей статье называет «темным царством». Ом раз же Материны противостоит им, тянется к свободе, к счастью.
Я думаю, что Островский специально создал именно женский образ, который стоит отдельно от всех остальных. Свободолюбивая Катерина
Образ Катерины — центральная фигура всей пьесы. В нем ясно виден протест против всего общества, в котором она живет. Но для меня эта героиня — прежде всего человек. Она необразованная и, казалось бы, должна быть нам неинтересной. Но для меня она стала бы интересным собеседником со своими понятиями и взглядами на все окружающее ее. Ее характер одновременно и прост, и спокоен. Катерина стремится к гармонии, миру, она набожна и своей внешней простотой и искренности напоминает ребенка. В то же время она способна на совсем неожиданные поступки, что свидетельствует о ее внутреннем неспокойствии.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичен; Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, добрОжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой жен ны невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против «темного царства», которое, не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается. Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказывает свою правоту, нравственную победу над «темным царством».
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, ка| Паратов в «Бесприданнице», он даже не разговаривал с ней. Возможно, причина в том, что ей нед вал о чего-то чистого и светлого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была светлым. Эта любовь не давала Катерине окончательно зачахнуть, она поддерживала ее. Катерина пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость. Такой поступок можно называть бунтом — бунтом против покорности судьбе, против бесправия. Катерина понимала, что совершает грех, но понимала и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она приносит чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувство приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться люба зная, что другого случая не будет.
Но Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться, она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучат два вопроса: как она верна домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, И как она будет жить с пятном на с~ совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, в могилу- все равно. В могиле лучше. Опять жить? Нет, нет, не надо. нехорошо». Преследует своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Я думаю, что самоубийство для нее было лучшим способом уйти от всех проблем и страдай которые дала ей жизнь. Кроме того, в этом мире ее ничего не держало: ни семья, ни дети, ни ка либо идеи, ради которых следовало бы жить. Самое большое противоречие ее характера — то, она, будучи такой религиозной, смогла совершить страшный грех — самоубийство, тогда как по христианским законам она должна была жить и терпеть мучения. Образ Катерины призывает к свободе и духовному раскрепощению. По словам Добролюбова, «она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не напрасны: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, начал рушиться мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.
Для меня же образ Катерины — это облик прекрасной, чистой, светлой русской души. Это то, что — побуждает меня бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.
Несмотря на слабость, робость Катерины, я ставлю ее выше всех остальных героев этой пьесы, так как она была единственной, кто никому не желал зла, но одновременно поставила перед собой четкую задачу: либо достичь чего-то лучшего, либо умереть, но только не смириться с окружающим ее произволом. И это мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость героини достойна похвалы.