Для создания этого отрывка, состоящего из восемнадцати строк, автор использовал смешанную рифму. Лирический текст написан двусложным размером, четырехстопным ямбом, придающим ему особую ритмичность и певучесть. Звучание отрывка напоминает произведения устного народного творчества. Этот лирический текст изобилует множеством изобразительных средств: это и разнообразные эпитеты: «облака дождливые», «зеленым мягким бархатом»; и метафоры: «лежит земля», » вода не убирается», «земля не убирается».
В тексте присутствуют сравнения: «как дойные коровушки», «как мертвец без савана». Также есть некоторые стилистические фигуры: инверсия: «не греет землю солнышко», придающие тексту динамичность.
Этот отрывок поразил меня не только необычностью построения композиции, но и используемыми выразительными средствами. Некрасов очень точно и последовательно описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.
Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьезный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.
Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: «Скучно! скучно!.» Это не только дорожная скука, но «скучно» в значении «печально», «грустно», «безнадежно», что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.
Монолог ямщика также начинается словами «Самому мне невесело». И далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намек на один из главных конфликтов деревенского общества — противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты («Одевалась не то что.»), перенимают их манеры («Всем дворянским.»). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам («Не нужна.»), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян («Белоручка.»).
Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин — и новый переводит их с барщины («с запашки») на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины — один из самых острых вопросов того времени.
Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и ее мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова «Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу»). После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина («А потом.» и далее). И, наконец, ее отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счету, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.
Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя...

обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчеркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на нее внимание, потому что в этом — корень бед всей русской нации.
Для своего стихотворения Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, т. е. Александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма.
Некрасов вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Однако, эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Не только народ, но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта. Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — «Элегия». Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением «Эхо»:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва.
Таков И ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
.Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа.
«Не дает ответа» — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя «Мертвые души». Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Содержание отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»