Некрасов крупнейший поэт второй половины XIX века
Некрасов внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в.- «Современника» и «Отечественных записок». Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими организаторскими способностями, талантом подлинного журналиста, чувством высокой гражданской ответственности, чтобы в невиданно тяжелых условиях поддерживать существование журналов, без которых деятельность многих выдающихся представителей русской литературы и критики не могла бы проявиться
Ранние стихи Некрасова в целом носили подражательный характер. Его первый сборник «Мечты и звуки» (840) был неудачным. Белинский отметил в нем лишь «общие места, гладкие стишки» и добавил: «Посредственность в стихах нестерпима». Стесненные материальные условия заставили молодого Некрасова заняться литературной поденщиной. Он работает в разных жанрах, не гнушается даже писать стихотворные объявления, сочиняет куплеты, водевили, газетные заметки. Однако талант Некрасова пробивался даже и в таких его произведениях, которые он писал только с мыслью о заработке.
В общей
В новых некрасовских стихах, появившихся после неудачного сборника «Мечты и звуки», заметно постепенное обращение поэта к «низкой», повседневной действительности («Провинциальный подьячий в Петербурге», 840; «Говорун», 843; «Новости», 845). По жанру это стихотворные фельетоны, в них много внимания уделялось мелким городским новостям, праздникам, уличным впечатлениям и т. д. Но постепенно поэзия Некрасова становится более зрелой и целеустремленной. Так, стихотворение «Чиновник», написанное в традициях «натуральной школы», является своеобразным физиологическим очерком. Это подробный рассказ о привычках, нравах, обычаях «среднего» представителя петербургского чиновничества — подхалима, взяточника, лицемера. И Белинский, так сурово отозвавшийся о первом сборнике Некрасова, теперь отмечал в «Чиновнике» «верность и дельность» мысли поэта, проявившейся в воспроизведении одного из «самых типических лиц Петербурга.». В этом направлении развивалось и последующее творчество Некрасова-реалиста. До сих пор неясными остаются причины, по которым Шевченко в своем Дневнике (запись от апреля 1858 г.) резко отрицательно отозвался о поэзии Некрасова. По мнению одних исследователей, а Шевченко неприятное впечатление произвела поэма «Тишина», которой отразились либеральные ошибки Некрасова (прославление Александра II). Другие (например, Ф. Я. Прийма) считают, о Шевченко критиковал не столько политические, сколько эстетические позиции Некрасова. Запись Шевченко, столь очевидно несправедлива, не нашла еще достаточно убедительного истолкования. Объективно же именно Некрасов и Шевченко положили начало новому периоду в истории русской и украинской литератур. Давно уже отмечено типологическое сходство их творческих устремлений: воспевание творческой силы труда, проникновенное изображение народной жизни, создание замечательных образов женщины-труженицы, органическая связь с фольклором и т. д.
Из украинских писателей наиболее постоянные творческие связи у Некрасова были с Марко Вовчок, которая активно сотрудничала в журналах «Современник» и «Отечественные записки», выходивших под его редакцией.
Еще при жизни Некрасова появились переводы его стихов на украинский язык. Одним из наиболее активных пропагандистов его поэзии на Украине был М. Старицкий. Ряд стихотворений Некрасова перевел Франко («Родина», «В деревне», «Княгиня Трубецкая» и др.). Некоторые мотивы и образы некрасовской поэзии нашли творческое отражение в его собственной лирике. Животворные традиции Некрасова укрепляли реалистические позиции литературы, усиливали ее гражданское звучание и гуманистический пафос, содействовали сближению культуры народов.
Вторая половина 40-х годов — время, когда происходит становление реализма Некрасова, зарождение и развитие революционно-демократических мотивов в его поэзии. Начало нового периода в своем творческом развитии Некрасов связывал с именем Белинского. Поэт вспоминал: «Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему около 844 г. стихотворение «Родина», написано было только начало. Белинский пришел в восторг, ему понравились задатки отрицания и вообще зарождение слов и мыслей, которые получили свое развитие в дальнейших моих стихах. Он убеждал продолжать».
Некрасов не случайно выделил «Родину» как произведение, наиболее характерное для его поэзии середины 40-х годов. Идейный смысл стихотворения выходил далеко за пределы автобиографических воспоминаний. В нем воедино сливаются гневное обличение крепостника-помещика, глубокое сочувствие его жертвам и рассказ о формировании демократического мировоззрения лирического героя, порвавшего с миром крепостничества и насилия. В «Родине» отчетливо выражены те мотивы, которые затем более подробно и глубоко будут разработаны во многих других его стихотворениях.
Наиболее очевидным признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. В его раннем творчестве этой теме не было уделено сколько-нибудь видного места. Теперь же он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных положению русского крестьянства («Огородник», «Псовая охота», 1846, и др.) В противоположность реакционной теории «официальной народности», оправдывающей вековое угнетение народа, в борьбе со взглядами славянофилов, идеализировавших народное смирение и покорность, Некрасов, подобно Белинскому и Герцену, не скрывая суровой правды, стремится пробудить самосознание народа. С глубоким сочувствием писал он о трагической судьбе крепостных крестьянок, осужденных на нравственную гибель («В дороге», 1845). Пользуясь приемом контраста, поэт с болью и состраданием воссоздает обычный путь, которым суждено пройти героине его стихотворения «Тройка» (1846).